ОБОБЩЕНИЕ - В Египте начался суд над Мубараком, процесс может растянуться на месяцы
4 августа 2011 года
В Египте в среду прошло первое заседание суда над представителями свергнутого в январе-феврале режима - экс-президентом Хосни Мубараком, его сыновьями Аля и Гамалем, бывшим министром внутренних дел Хабибом аль-Адли и еще шестью генералами МВД. Вопреки прогнозам скептиков все подсудимые присутствовали в зале суда и лично выслушали выдвинутые против них серьезные обвинения. Главного подсудимого - тяжелобольного Мубарака, которому исполнилось 83 года - внесли в зал суда на носилках.
САМОЛЕТОМ, ВЕРТОЛЕТОМ, НА "СКОРОЙ"
Бывшему египетскому лидеру для участия в судебном заседании пришлось проделать большое и тяжелое при его состоянии здоровья путешествие. Рано утром в среду на машине "скорой помощи" Мубарак был доставлен из госпиталя Шарм-эш-Шейха, где находился под стражей с середины апреля, сначала в местный аэропорт, а оттуда медицинским самолетом - на военный аэродром Каира "Аль-Маза". К зданию Академии полиции, где слушается дело Мубарака, бывшего вождя привез военный вертолет, а уже непосредственно к залу заседаний Мубарак прибыл на машине "скорой помощи". У Академии появления египетского лидера ждали десятки телекамер, журналисты и простые египтяне. Однако впервые увидеть президента удалось лишь в зале суда.
ЛЕЖАЧЕГО НЕ БЬЮТ?
В помещение для подсудимых, огороженное металлической решеткой и сеткой, первым вошел бывший глава МВД Хабиб аль-Адли. Он был одет в синюю робу, свидетельствующую о том, что подсудимый ранее уже был осужден за другие преступления и отбывает наказание. За министром в зал вошли шесть генералов, а вслед за ними в белой одежде появились сыновья Мубарака Аля и Гамаль. Они помогли медикам ввезти в помещение медицинские носилки с бывшим президентом.
Мубарак заметно нервничал, поминутно вытирал глаза и губы рукой. Это было первое появление экс-президента на публике после 11 февраля, когда он через вице-президента Омара Сулеймана сообщил согражданам о своей отставке и уехал с семьей в Шарм-эш-Шейх, где и находился безвыездно последние полгода.
Мубарак чувствует себя плохо. Об этом неоднократно говорили и его адвокаты, и медики. У экс-президента проблемы с сердцем, давлением, он страдает онкологическим заболеванием.
Однако по настоянию правящего Высшего совета вооруженных сил страны и действующего правительства Египта бывший египетский лидер несмотря ни на что был доставлен в суд. Все заседание он лежал, лишь изредка приподнимая голову, чтобы бросить взгляд на судей. Он произнес всего несколько фраз - в частности, подтвердил свою личность, а затем категорически отверг выдвинутые против него обвинения. А еще общался с сыновьями - много, учитывая те условия, в которых произошла эта встреча, первая за три с половиной месяца.
ВОТ И СВИДЕЛИСЬ
Последний раз отец и сыновья встречались в середине апреля этого года в Шарм-эш-Шейхе, где семья Мубарака проживала с 11 февраля, с момента отставки бывшего египетского лидера. Двенадцатого апреля генпрокурор Египта приказал заключить экс-президента и его сыновей под стражу по обвинениям в экономических преступлениях и подстрекательстве к расстрелу мирных демонстраций.
Все последние месяцы Аля и Гамаль провели в тюрьме Тора под Каиром. Сам бывший египетский лидер находился в госпитале Шарм-эш-Шейха, куда попал с гипертоническим кризом и сердечным приступом после допросов следователей и получения информации о заключении в тюрьму сыновей.
Они много пережили за эти месяцы поодиночке, и в зале суда вновь стали единой семьей.
На первом заседании суда сыновья бывшего президента Египта буквально закрывали собой лежащего на медицинских носилках отца от телекамер. Они поцеловали отца, а затем встали рядом с его носилками. Чуть позже Гамаль и Аля демонстративно встанут перед носилками, на которых лежал бывший президент Египта, препятствуя журналистам снимать обессилевшего вождя. Гамаль в ходе заседания постоянно наклонялся к отцу и беседовал с ним. В скрещенных на груди руках сыновья Мубарака держали Коран.
"ВСЕ ОБВИНЕНИЯ ОТРИЦАЮ"
Прокурор зачитал обвинения в адрес бывшего главы государства и его сыновей. По мнению обвинения, Мубарак с помощью силы хотел подавить мирные демонстрации в январе-феврале 2011 года, главным требованием которых была его отставка. Тогда в ходе беспорядков погибли порядка 850 человек и более шести тысяч получили ранения.
Кроме того, бывшего президента и его сыновей обвиняют в использовании политического влияния для получения личной выгоды. В частности, указывается, что они стали обладателями пяти вилл в Шарм-эш-Шейхе за символическую стоимость. Эту недвижимость они получили якобы в обмен на преференции для египетского бизнесмена Хусейна Салема - владельца крупнейших отелей Шарм-эш-Шейха. Реальную стоимость недвижимости президентской семьи в Шарм-эш-Шейхе оценивают в 40 миллионов египетских фунтов (около 7 миллионов долларов).
Экс-президента и ряд бывших министров обвиняют также в заключении невыгодных для Египта соглашений на продажу газа в Израиль. Прокуратура полагает, что в результате этих соглашений египетский бюджет недополучил сотни миллионов долларов.
На все выдвинутые обвинения Мубарак и его сыновья ответили категорическим несогласием. "Отрицаю все обвинения!" - трижды прозвучало из-за решетки.
К БАРЬЕРУ!
Адвокат Хосни Мубарака Фарид ад-Диб добился переноса судебных слушаний на 15 августа, мотивировав свою просьбу необходимостью более тщательно ознакомиться с материалами дела. Он также подал в суд семь прошений, в числе которых вызов в суд в качестве свидетелей главы ныне правящего в Египте Высшего совета вооруженных сил страны маршала Хусейна Тантави, возглавляющего также Минобороны, и члена Совета, главу Генштаба Египта Сами Анана. По мнению защитника, они могут пролить свет на многие события, произошедшие в дни народного восстания.
ГНЕВ НАРОДНЫЙ
Разгоряченные ожиданием начала суда сторонники и противники экс-президента Египта, собравшиеся с раннего утра у здания Академии полиции, не выдержали накала страстей и разрядили их друг на друге - в результате столкновений пострадали более 50 человек. В драки с применением камней незамедлительно вмешивалась полиция, которой удалось предотвратить более серьезные беспорядки.
Вместе с тем, поскольку основное народное требование в среду было выполнено и главный подсудимый прибыл на заседание, сорвалась очередная массовая акция на Тахрире, которую планировали наиболее ярые "антимубараковцы". Накануне они призвали своих сторонников выйти на миллионную акцию протеста на Тахрир с требованием доставить президента в суд любыми способами.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Силовые ведомства очень тщательно готовились к сегодняшнему процессу. Очень долго выбирали место его проведения, детально разрабатывался план транспортировки подсудимого №1 из Шарм-эш-Шейха в Каир. В среду безопасность у здания Академии полиции обеспечивали более девяти тысяч полицейских и военные.
Накануне в Академии разместили сотни скрытых камер видеонаблюдения, электронные рамки для досмотра приходящих.
Повышенные меры безопасности сохраняться в Каире на все время проведения процесса. Тем более, что доставленный в столицу Мубарак, по всей вероятности, уже не покинет ее до вынесения приговора. В среду он был помещен в больницу Международного медицинского центра под Каиром, где ему оборудовали специальную палату.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
По мнению экспертов, суд над экс-президентом продлится долгие месяцы, несмотря на заявления судей о том, что процесс будет быстрым. Материалы дела включают тысячи страниц, суду предстоит выслушать многочисленных свидетелей защиты и обвинения - только адвокат Мубарака в среду предложил заслушать показания более тысячи человек.
В то время как наиболее непримиримые революционеры требуют у стен суда смертной казни для фигурантов нынешнего процесса, сторонники бывшего египетского лидера надеются, что этот громкий суд несмотря на огромное давление извне будет объективным и справедливым.
Примечательно, что дело Мубарака слушается в Уголовном суде Каира - это не специально созданный политически ангажированный трибунал, а национальная давно действующая египетская структура. Главный судья Ахмед Рифаат - опытный и уважаемый специалист, известный своей принципиальностью.