ИНТЕРВЬЮ - Россия не выдаст библиотеку Шнеерсона США, но найдет компромиссное решение
26 августа 2011 года

Архив любавичского раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона, несмотря на решение американского суда, не будет выдан иудейскому религиозному движению "Хабад Любавич", а межкультурный обмен с США, пострадавший в результате спора, восстановится к концу года, рассказал в интервью спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

В конце июля 2011 года суд США постановил начать процесс возврата иудейскому религиозному движению "Хабад Любавич" приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из коллекции Шнеерсона, хранящихся в России. До этого решения, созданный американским судом прецедент (решение суда в августе 2010 года) не позволял государственным культурным организациям России, например крупным музеям, участвовать в межкультурном обмене, так как они ничем не были защищены от претензий третьих лиц. Ряд крупных музеев - Третьяковка, Музеи Кремля, Эрмитаж были вынуждены отказаться от участия в выставках на территории США, в ответ американские музеи также приняли подобные решения.

"Позиция американских хасидов в сегодняшней истории юридически не корректна. Я уже не говорю, что решение американского суда, который мы, конечно, уважаем, не имеет юридической силы для Российской Федерации. И вообще рассматривать иск по поводу вещей, которые находятся на территории РФ в американском суде довольно глупо. Если уж на то пошло, можно было обратиться в российский суд", - полагает Швыдкой, который еще ранее предлагал варианты решения проблемы.

Он подчеркнул, что собственность РФ, каковой является библиотека Шнеерсона - это не предмет юрисдикции США.

"Другое дело, что американская судебная практика такова, что любой судья в Алабаме может вынести судебное решение в отношении имущества РФ. Но это не наша проблема, а проблема американского суда", - добавил собеседник агентства.

Швыдкой пояснил, что Российская Государственная библиотека (РГБ), где хранится архив Шнеерсона, входит в список особо ценных объектов культурного наследия, а по российскому закону о таких объектах их коллекция является неделимой. "Не каждый объект в фондах РГБ особо ценный, а вся коллекция, - подчеркнул Швыдкой. - Поэтому из РГБ ничего никому нельзя отдавать без принятия соответствующего закона РФ".

Ранне безопасность культурных ценностей из России на территории США гарантировало правительственное решение начала 60-х годов, по которому, если та или иная деятельность государственных или культурных структур является некоммерческой, то она защищена законодательно. Но в случае с судебными исками этой защиты уже недостаточно.

"Мы собираемся принять до конца года межправительственное соглашение с США по дополнительной защите культурных ценностей при государственном обмене", - рассказал собеседник агентства.

По мнению Швыдкова, существует много спокойных, цивилизованных, не нарушающих законы РФ способов развязки ситуации с библиотекой Шнеерсона - это межбиблиотечные абонементы, выставки и так далее. Но они должны быть предприняты не на фоне "коллективной истерики американской хасидской общины" и не на фоне судебных решений.

Полную версию интервью с Михаилом Швыдким читайте на сайте www.ria.ru в рубрике "Культура и шоу-бизнес".