HP хочет отказаться от компьютерного и планшетного бизнеса
19 августа 2011 года
Крупнейший в мире производитель компьютерной техники HP коренным образом меняет свой бизнес, чтобы сократить издержки. Американская корпорация намерена выделить производство персональных компьютеров в самостоятельное подразделение и решила уйти с бурно развивающегося рынка смартфонов и планшетов, прекратив развитие собственной мобильной платформы webOS, сообщила компания.
Похожую трансформацию ранее пережила корпорация IBM, продавшая в 2004 году свой компьютерный бизнес китайской компании Lenovo. HP, как и IBM, собирается сосредоточиться на более прибыльных корпоративных сервисных услугах. Для усиления этого направления HP объявила о приобретении за 10,25 миллиарда долларов разработчика корпоративного программного обеспечения британской компании Autonomy.
Необходимость коренных перемен обусловлена очевидной стагнацией компании, курс акций которой с начала 2010 года снизился почти в два раза. HP попробовала переориентироваться с вяло растущего рынка персональных компьютеров на бурно развивающийся сегмент мобильных устройств, но попытка оказалась неудачной. Вышедший в июле планшетный компьютер TouchPad на платформе webOS оказался неинтересен массовому покупателю, предпочитающему продукцию Apple.
Согласно сообщению компании, HP изучит возможности выделения группы персональных систем (PSG), принесшей компании самый большой доход за последний квартал (9,6 миллиарда долларов), в самостоятельное предприятие. HP сообщает также о возможности "иных транзакций", что было однозначно воспринято рынком как намерение продать PSG на сторону. Компьютерное подразделение по-прежнему прибыльно, но относительно низкомаржинально, по сравнению с корпоративными сервисами и даже продажей принтеров и картриджей.
Если перспективы компьютерного бизнеса HP пока не вполне ясны, то на производстве планшетов и смартфонов на базе webOS компания решила поставить крест. Дальнейшая судьба самой программной платформы webOS, полученной вместе с купленной за 1,2 миллиарда долларов в 2010 году компанией Palm, пока непонятна. HP позиционировала эту систему не только как конкурента мобильным платформам Apple iOS и Google Android, но и как решение для значительно более широкого спектра устройств от персональных компьютеров до принтеров и бытовой техники.
Даже без PSG и webOS, корпорация HP останется ключевым игроком на IT-рынке, отмечает New York Times. Сервисное направление принесло компании почти такой же доход, как продажа компьютеров, кроме того, HP - один из крупнейших в мире производителей серверов, принтеров и сетевого оборудования.
"Наши стратегические цели расширения доли рынка остаются неизменными для России. По завершении объявленного приобретения компании Autonomy, мы станем лидерами в области обработки неструктурированной информации, что необходимо нашим заказчикам сегодня и завтра", - заявил гендиректор HP Россия Александр Микоян.
Он подчеркнул, что PSG все еще часть HP, и компания остается надежным партнером для заказчиков и пользователей компьютеров HP. Устройства на базе webOS на российском рынке до сих пор представлены не были, уточнил Микоян.
"Планы по выводу ПК-бизнеса в отдельную компанию могут означать, что в перспективе HP рассматривает возможность продажи этого направления. В виде отдельной компании от него легче избавиться. Недавний похожий пример - направление по производству мобильных телефонов компании Motorola, которое сначала стало отдельной компанией, а потом было продано Google", - рассказал аналитик JSon & Partners Сергей Савин.
С ним согласен и представитель крупного российского ритейлера бытовой техники "М.Видео" Антон Пантелеев. "Такой крупный актив, как бизнес персональных компьютеров HP, может быть интересен какой-нибудь не очень известной компании-сборщику ПК, которая за счет раскрученного бренда HP могла бы стать более узнаваемой по всему миру", - сказал Пантелеев корреспонденту .
По мнению Савина, исчезновение устройств на webOS с мирового рынка вряд ли заметно на нем отразится. "Единственный возможный способ дальнейшего существования webOS на рынке - это модель бесплатного лицензирования, подобная той, какую применяет Google со своей платформой Android. Но и в этом случае без серьезной поддержки платформы со стороны разработчика вывести продукт на качественный уровень будет очень сложно", - говорит Савин.