Госдума 9 сентября рассмотрит третий антимонопольный пакет
31 августа 2011 года
Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендовал Госдуме принять правительственные законопроекты, входящие в третий антимонопольный пакет, на рассмотрение палаты их планируется вынести 9 сентября, сообщил в среду журналистам председатель комитета Евгений Федоров.
Третий антимонопольный пакет, разработанный Федеральной антимонопольной службой, включает в себя изменения в закон о защите конкуренции, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и ряд других законодательных актов.
Премьер-министр Владимир Путин при обсуждении данных законопроектов в июне заверил, что власти не допустят появления лишних административных барьеров для предпринимателей после принятия третьего антимонопольного пакета.
Глава ФАС Игорь Артемьев ранее отмечал, что третий антимонопольный пакет существенно упрощает работу бизнеса и усиливает ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства.
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Третьим антимонопольным пакетом уточняется порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами России и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории РФ. В частности, уточнены антимонопольные требования, в том числе в части контроля экономической концентрации, в отношении иностранных лиц (только в случае поставок такими лицами товаров в РФ не менее чем на 1 миллиард рублей в течение года, предшествующего дате совершения сделки).
Существенно повышаются пороговые значения активов (с 3 до 7 миллиардов рублей) и оборота (с 6 до 10 миллиардов рублей) компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий. Одновременно вдвое увеличиваются пороговые значения активов компаний по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.
Уточняются требования в области антиконкурентных соглашений и согласованных действий. Предлагается устанавливать безусловные запреты (per se) только в отношении соглашений между конкурирующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами, одновременно сократив количество таких запретов. Уточняются и критерии запрещенных согласованных действий (действия обусловлены публичным заявлением об их совершении одним из участников), а также минимальные доли участников таких действий (запреты применяются к лицам, совокупная доля которых на товарном рынке превышает 20% и индивидуальная доля которых больше 8%).
Также уточнены критерии определения монопольно высокой цены товара. Цена товара не будет признаваться монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже, торги на которой организованы с учетом антимонопольных правил. При определении монопольно высокой цены товара могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.
Правительству РФ предоставляется право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий. Данные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры. Аналогичные правила могут определяться и отдельными федеральными законами.
Вводится запрет на создание органами власти дискриминационных условий хозяйствующим субъектам. Кроме того, нарушением законодательства признается и установление органами власти и (или) взимание не предусмотренных законодательством РФ платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также дача органами власти хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Одновременно уточняется уголовная ответственность за антиконкурентные соглашения. Изменения предусматривают уголовное преследование только за наиболее опасные для конкуренции деяния - картели. Планируется также установить, что картельных сговоров внутри одной группы лиц не может быть, и, следовательно, за нарушения в такой ситуации не может наступить уголовная ответственность.
Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения должна будет наступать только в случае заключения такого соглашения хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке. При этом уголовную ответственность за совершение ограничивающих конкуренцию согласованных действий предлагается исключить.
Кроме того, предусмотрена дифференциация ответственности компаний за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе установление фиксированного штрафа в сумме до 1 миллиона рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию. Сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого рода.
В качестве самостоятельной формы злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов предлагается рассматривать манипулирование ценами на рынках электрической энергии и мощности. За манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии и мощности участниками таких рынков, не занимающими доминирующего положения на соответствующих рынках, вводится административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей, юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
ПАКЕТ МОГУТ РАСШИРИТЬ
Сейчас в пакет входят два законопроекта. Федоров заявил журналистам, что в пакете, возможно, появится третий законопроект, связанный с конкуренцией в строительном секторе. На следующей неделе, по его словам, такой документ может быть внесен депутатами.