Чешская группа PPF стала единственным владельцем сети "Эльдорадо"
22 августа 2011 года

Чешская группа PPF консолидировала 100% акций российской сети бытовой техники "Эльдорадо", купив 50% минус одну акцию компании у ее основателя Игоря Яковлева, пишет в понедельник газета "Коммерсант".

Обе стороны подтвердили газете факт сделки.

Кредитором "Эльдорадо" PPF стала в 2008 году, когда из-за налоговых претензий на 15 миллиардов рублей за 2004-2005 годы банки стали требовать от сети досрочно расплатиться по кредитам, а поставщики приостановили поставки. В сентябре 2008 года PPF сообщила, что предоставляет "Эльдорадо" кредит на 500 миллионов долларов, который должен был пойти, в частности, на погашение просроченной задолженности перед поставщиками. Залогом стал 51% бизнеса ритейлера, также чехи получили возможность в будущем выкупить мажоритарную долю в "Эльдорадо". Тогда долговая нагрузка ритейлера оценивалась почти в один миллиард долларов.

Группа компаний "Эльдорадо" была образована в 1994 году. Осенью 2008 года под брендом "Эльдорадо" и ЭТО работало более 1,1 тысячи магазинов бытовой техники и около 475 салонов связи в России и на Украине. Консолидированная выручка группы с учетом франчайзинга по итогам 2007 года составила 6 миллиардов долларов. PPF стала совладельцем только российского бизнеса "Эльдорадо" (сейчас насчитывает более 700 магазинов). Осенью 2009 года был закрыт бренд ЭТО.

Совладельцем сети "Эльдорадо" PPF стала в 2009 году: тогда в вместе с итальянской страховой группой Generali она подписала соглашение о конвертации части кредита "Эльдорадо" (300 миллионов из 500 миллионов долларов) в контрольную долю в сети (50% плюс 1 акция) и доли в личных девелоперских проектах Игоря Яковлева - компаниях Advantage Group и "Реал Эстейт Девелопмент" (головная структура холдинга RED; до сделки с PPF на 100% принадлежала Игорю Яковлеву). В декабре 2010 года, согласно годовой отчетности PPF, чешская группа выкупила у Generali за 46 миллионов евро 10% "Эльдорадо", консолидировав 50% плюс 1 акцию ритейлера.

Впрочем, в феврале 2011 года Яковлев заявил, что готов задержаться в компании еще на два-три года, а затем, возможно, продать свой пакет в ходе IPO. Почему бизнесмен решил все-таки продать свою долю в сети, он пояснять не стал. Один из участников рынка утверждает, что сумма сделки между Игорем Яковлевым и PPF составила 625 миллионов долларов. "Сделка очень сложно структурирована. Применялась система взаимозачетов, в том числе по долгам и активам в недвижимости, которыми Яковлев владеет на двоих с PPF ("Реал Эстейт Девелопмент" и Advantage Group)", - пояснил он.

Яковлев назвал эту оценку некорректной. "У меня больше не осталось бизнеса в России", - заявил бизнесмен, отказавшись от дальнейших комментариев.

Сейчас Яковлев занимается развитием крупнейшей сети бытовой техники в Казахстане - "Сулпак" - где ему принадлежит 51%. Также бизнесмен остается владельцем сети бытовой техники "Эльдорадо" на Украине (69 магазинов в 34 городах).