Баланс трехлетнего бюджета РФ надо обеспечить за счет резервов налоговой системы - СП
26 августа 2011 года

Сбалансированность бюджетной системы РФ в 2012-2014 годах следует обеспечивать не за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес, а прежде всего за счет выявления и использования резервов действующей налоговой системы, считает замглавы Счетной палаты (СП) РФ Валерий Горегляд, слова которого приводятся в сообщении контрольного ведомства.

Как отмечается, в среду, 24 августа, в Счетной палате прошло заседание экспертно-консультативной группы, на котором ведущие экономисты страны обсуждали проблемы развития потенциала формирования доходной базы бюджетной системы РФ.

НАЛОГИ УХОДЯТ В ТЕНЬ

По данным Горегляда, прошлогодний оборот 249 тысяч коммерческих организаций, которые в 2010 году имели нулевые налоговые платежи, составил 4,24 триллиона рублей. Еще у 123 тысяч организаций доля налоговых платежей составила менее 0,1% от платежного оборота. Доля ненаблюдаемой прямыми статистическими методами экономики, по оценке Росстата, уже в 2009 году достигла 16,1% ВВП. Несанкционированный вывоз капитала по итогам 2010 года составил 37,9 миллиарда долларов, а в январе-июне 2011 года - 19,5 миллиарда долларов. Продолжается неправомерное возмещение налога на добавленную стоимость: в 2010 году сумма возмещения НДС достигла 1,185 триллиона рублей, причем удельный вес налоговых вычетов в сумме начисленного по налогооблагаемым объектам налога составил 92,8%.

Замглавы Счетной палаты отметил, что до настоящего времени правительством не внедрены системы полного учета налоговых льгот, не разработаны критерии и методики оценки их эффективности. На 1 января 2011 года общий объем льгот по НДС, налогу на прибыль, НДПИ, водному налогу составил 2,103 триллиона рублей, а по уплате таможенных платежей - 315,4 миллиарда рублей. Выпадающие из-за налоговых льгот доходы консолидированных бюджетов регионов в 2010 году превысили 300 миллиардов руб. Это треть объема предоставляемой субъектам дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. "Многие из этих льгот носят заведомо неправомерный характер", - подчеркнул Горегляд.

Еще один крупный резерв бюджетных доходов, по его словам, улучшение администрирования налогообложения производства и оборота алкогольной продукции. За последние три года ставки акцизов на этиловый спирт и крепкий алкоголь увеличены практически на 40%. Однако, как свидетельствуют проверки Счетной палаты, объем платежей по акцизам на этиловый спирт снизился за тот же период на 50%, а доходы бюджетной системы от акцизов на крепкую алкогольную продукцию - на 11%. "От 30 до 50% реализуемого в стране спиртного - это нелегальная продукция, из-за чего бюджетная система страны ежегодно недополучает порядка 30-40 миллиардов рублей", - констатировал замглавы Счетной палаты.

По его словам, в России сложилась и успешно функционирует мощная и разветвленная индустрия массового уклонения от уплаты налогов. Ее деятельность, согласно экспертным оценкам, лишает консолидированный бюджет страны до 30% обязательных налоговых платежей.

Доходы от использования государственного и муниципального имущества составили в прошлом году лишь 5,2% от общих доходов консолидированного бюджета. "Львиную долю поступающих в федеральный бюджет дивидендов обеспечивают только 10 из 3,077 тысячи подконтрольных государству крупнейших акционерных обществ", - заметил Горегляд.

До настоящего времени, сообщил он, нормативно не определен размер части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, которая подлежит перечислению в федеральный бюджет после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Доходы консолидированного бюджета РФ от аренды имущества также весьма незначительны, хотя на 1 января 2010 года в собственности государства и муниципальных органов власти числились 165 миллионов объектов балансовой стоимостью 36,3 триллиона рублей. "Эти активы также используются ненадлежащим образом", - подчеркнул замглавы СП.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник, в свою очередь, отметил, что у правительства после отмены в 2002 году инвестиционной налоговой льготы нет иных инструментов фискального стимулирования инноваций и технологического обновления производств. В начале предыдущего десятилетия в производство инвестировалось до половины прибыли, сейчас - не более трети.

Черник выступает против необдуманного снижения налога на прибыль. "От этого выигрывают не те, кто внедряет инновации и модернизирует производство, а прежде всего торговые и посреднические бизнесы", - считает он. Аналогичным образом, считает эксперт, введение страховых социальных взносов вместо соцналога лишило работодателей стимула к найму на работу "агентов модернизации" - высококвалифицированных и образованных работников. Черник критически оценил деятельность Пенсионного фонда в качестве администратора доходов бюджета. Он также высказался за использование налоговых инструментов для ограничения вывоза капитала.

Председатель экспертного совета "Опоры России", профессор Никита Кричевский полагает, что для повышения доходов бюджета нужны "радикальные меры". К ним он отнес, прежде всего, усиление борьбы с "серым сектором". "Он составляет в нашей стране не 16%, как думает Росстат, а скорее 49%, как думает Всемирный банк", - добавил Кричевский.

Кроме того, в перечне этих мер, по его мнению, должны фигурировать обязательная встречная проверка организаций с нулевым налоговым платежом, комплексная ревизия всех существующих налоговых льгот, запрет офшоров, введение наказания за непредоставление отчетности и комплексная ревизия деятельности Росимущества.

Руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов считает, что фискальная система в своем развитии отходит от базовых принципов провозглашенной в начале прошлого десятилетия налоговой реформы.

"Нарушается, в частности, принцип кодификации, то есть обязательного включения всех налогов только в Налоговый кодекс. Сборы, пени и налоговые вычеты, имеющие сущность налогов, вводятся актами исполнительной власти. Это существенным образом усложняет администрирование налогов и делает его более коррупциогенным", - полагает эксперт.

Кроме того, с введением государственного контроля за ценообразованием, отметил Зарипов, у малого и среднего бизнеса появилась возможность манипулировать ценами для снижения налоговой нагрузки. Он считает, что следует ужесточать ответственность за регистрацию фирм-"однодневок". "Нужно либо повысить процедурные барьеры при регистрации, либо усилить налоговый контроль", - добавил эксперт.

Руководитель работ по проекту Всемирного банка по введению в РФ налога на недвижимость Сергей Качаев указал на риски, связанные с администрированием этого налога. "В России множество объектов недвижимости вообще не зарегистрированы исполнительными органами Росреестра и муниципальными службами", - отметил он.

Следующие заседания экспертно-консультативной группы пройдут в Счетной палате 31 августа и 7 сентября.