Закрытие таблоида в России по этическим соображениям маловероятно, считают главреды газет
8 июля 2011 года

Ряд руководителей российских СМИ полагает, что за закрытием крупного британского таблоида News of the World на фоне скандала вокруг методов работы газеты, в частности прослушки телефонных разговоров, стоит "какая-то история", например финансовая. При этом они практически исключают повторение такой ситуации в России из-за пассивности общества.

В четверг издатели News of the World, который впервые вышел в свет в 1843 году, объявили о закрытии газеты. Руководитель медиакорпорации News Corp. Джеймс Мердок заявил, что 10 июля выйдет последний номер газеты.

Скандал вокруг таблоида продолжается не первый год. Так, в 2006 году были осуждены двое сотрудников газеты, прослушивавших телефонные разговоры членов британской королевской семьи, затем раскрылись факты прослушки других известных и влиятельных людей. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, назвавший поведения газеты "отвратительным", поддержал идею начала публичного расследования обстоятельств скандала. Отношения с News of the World разорвали многие ее партнеры и рекламодатели.

"Владелец газеты News of the World, собственно, никогда не был замечен в каких-то романтических порывах - он человек очень жесткий, не всегда придерживался каких-то высоких решений. Поэтому когда я узнал о закрытии газеты, я для себя подумал, что там что-то не так. Что у него не так? То ли это предмет какой-то договоренности с британскими властями, вследствие которой Мердок получит какие-то преференции в другом месте, может это по какой-то возрастной причине. Может, он решил как-то проучить кого-то, с кем-то не договорившись, поссорившись", - предположил главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин.

По его мнению, за закрытием газеты может стоять и "какая-то финансовая история".

"Условно говоря, вдруг какие-то серьезные долги и он решил ее просто обанкротить. Но, во всяком случае, мне почему-то ни на минуту не пришло в голову, зная Мердока, что за этим стоит такое красивое решение о том, чтобы закрыть газету, потому что они подслушивали телефонные разговоры", - сказал Сунгоркин .

Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов также предположил, что за закрытием газеты могут стоять финансовые причины.

"Потому что, если я не ошибаюсь, три крупнейших рекламодателя отказались давать туда рекламу", - сказал Муратов.

В этих условиях, издание "становится нерентабельным", полагает он.

Главный редактор "Московских новостей" Владимир Гуревич считает, что Руперт Мердок мог закрыть таблоид, в сложившихся условиях увидев в нем угрозу для всей своей медиаимперии.

"По слухам, он якобы обращался к властям с просьбой заняться этой историей. Начал осознавать, что это ведет к тому, что он должен будет уйти не с одним изданием, брендом, а со всеми своими брендами уйти с рынка, а точнее уйти сам от этих брендов, поскольку все это имело совершенно невероятный характер, особенно для общества, которое считает себя демократическим", - отметил эксперт.

"Это была превентивная мера - он решил принести очень тяжелую крупную жертву, такую, которую, наверное, не приносил никто, если посмотреть на медиаисторию последних десятилетий, ради того чтобы не стать жертвой самому", - объяснил Гуревич.

Главный редактор "Московского комсомольца", председатель комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Павел Гусев видит в этом инциденте некую общеевропейскую тенденцию.

"Дело в том, что ряд европейских стран уже приняли в своем законодательстве соответствующие акты по поводу невмешательства в личную жизнь и это усугубило положение многих самых таких отъявленных, если можно сказать, разнузданных таблоидов. Естественно, те судебные иски к ним и претензии, которые предъявляются, не дают им работать в том режиме, в котором они работали. Мне кажется, что это судьба многих таблоидов, особенно в Европе, где очень жестко относятся к невмешательству в личную жизнь", - сказал собеседник агентства.

По его мнению, Россия тоже в ближайшее время "придет к этому".

"Думаю, в ближайшие два-три года будут внесены соответствующие более жесткие законодательные меры", - добавил Гусев.

При этом влияния на работу российских "желтых" изданий этот случай не окажет, считают главные редакторы газет.

"Думаю, что эта история не отразится на наших российских желтых изданиях. Это, как говорится: а Васька слушает, да ест. Думаю, никак не повлияет, потому что в России тот, кто хочет, делает деньги, как он хочет", - сказал Гусев.

По мнению Сунгоркина, не стоит закрывать успешную газету из-за проблем, необходимо просто наказать виновных.

"Допустим, у меня в газете, что-то вскрылось, что делалось за моей спиной - я уволю этих людей, но не буду же закрывать "Комсомольскую правду", потому что там возникла какая-то проблема. Это проблема с непорядочным поведением людей", - полагает он.

"Просто виновных накажут - если там замешан главный редактор, его снимут, если замешаны журналисты, их выгонят с волчьим билетом - и все, дальше будем, как говорится, очищаться и совершенствоваться", - сказал главред "КП".

Гуревич признал, что на отечественном медиарынке есть "несколько изданий, которые пользуются похожими (на методы британского таблоида) методами, но думаю, что не до такой степени".

"Чтобы закрыть издание (по этим причинам), общественное мнение должно быть гораздо более активным. Ведь в данном случае (в случае News of the World) общественное мнение и власть фактически объединились в своем отношении к ситуации, там и премьер-министр, и все попавшие в эту историю - звезды, политики, члены королевской семьи и простые люди", - сказал главред "Московских новостей".

"Здесь именно единение власти, элиты, бизнеса и значительной части общества - такое единство позиции превращает такое издание в изгоя... Такое единение на нашем поле мне трудно представить пока", - добавил он.

По его словам, гражданское общество в России не реагирует подобным образом, поскольку всегда очень пассивно, а российский бизнес всегда действует в собственных интересах, и работает даже на том поле, на котором работать уже "не слишком прилично".

В России газету бы закрыли совсем по-другому, считает он.

"Легче представить, что кто-то почему-то воспользуется своими возможностями и кого-то додавит. Это должен быть супервлиятельный человек, которого нельзя будет проигнорировать - этого хватит. Скорее, это единственная ситуация, которую можно представить с таким исходом (закрытием издания)", - заключил Гуревич.