Техрегламент безопасности химпродукции ТС может увеличить затраты бизнеса - МЭР РФ
28 июля 2011 года
Принятие техрегламента Таможенного союза (ТС) "О безопасности химической продукции" может вызвать необоснованные расходы предпринимателей и создать дополнительные административные барьеры, говорится в заключении Минэкономразвития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект соответствующего технического регламента.
Согласно информации Комиссии ТС, ответственным за разработку данного технического регламента является Минпромторг России.
"По итогам оценки регулирующего воздействия проекта акта выявлены положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности", - говорится в документе, опубликованном на сайте МЭР в четверг.
Проект документа устанавливает обязательные требования к химической продукции, процессам ее производства, использования, хранения, перевозки, реализации, утилизации, а также содержит правила оценки соответствия, идентификации и классификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.
Согласно проекту техрегламента, в качестве одного из основных условий допуска химической продукции к обращению на территории Таможенного союза является процедура регистрации, которая может осуществляться в двух формах - учетная (для химической продукции, в состав которой входят химические вещества, внесенные в реестр химических веществ ТС) и разрешительная.
Минэкономразвития указывает, что в настоящее время в РФ не предусмотрена процедура регистрации химпродукции, однако ведется регистр "Потенциально опасных химических и биологических веществ", на основании которого предполагается сформировать реестр химических веществ ТС для проведения разрешительной регистрации на новые виды химической продукции.
При этом регистрация химической продукции будет осуществляться на платной основе, и стоимость такой процедуры будет определяться Комиссией Таможенного союза.
"Таким образом, не представляется возможным оценить общую сумму затрат на проведение процедуры регистрации химической продукции для изготовителей (импортеров и поставщиков). Однако следует заметить, что существенные издержки понесут поставщики химического сырья и реагентов, а также импортеры химической продукции, в состав которой входят вещества, не внесенные в реестр химических веществ Таможенного союза или внесенные в перечень особо опасных или ограниченных к использованию химических веществ", - отмечается в заключении МЭР.
Для изготовителей (импортеров и поставщиков) химической продукции, ранее не регистрировавших вещества, входящие в состав такой продукции, прохождение учетной регистрации будет затруднительно, полагают в министерстве.
По мнению МЭР, введение разрешительной регистрации химической продукции на территории стран Таможенного союза с предлагаемыми сроками переходного периода (технический регламент вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, при этом в течение года со дня вступления в силу технического регламента должен быть сформирован регистрационный орган) является нереализуемым.
Проект техрегламента устанавливает, что регистрация химической продукции может быть приостановлена при необходимости получения экспертной оценки на предоставленную заявителем информацию, однако сроки проведения такой оценки не установлены.
Ряд положений, касающихся идентификации и классификации химической продукции также признаны избыточными из-за неточностей в формулировках.
По мнению некоторых участников публичных консультаций, регистрация паспорта безопасности продукции является избыточным требованием проекта акта и будет способствовать усилению организационной и финансовой нагрузки, а также возникновению избыточных административных барьеров для субъектов предпринимательской и иной деятельности. Тем не менее, в министерстве полагают, что это целесообразно для обеспечения безопасности труда, для контроля импортируемой продукции, а также для оценки опасности продукции, производимой на внутреннем рынке.
Дополнительно в МЭР обращают внимание, что при проектировании положений проекта акта используются такие неоднозначные, двусмысленные формулировки, которые нуждаются в уточнении или в исключении из проекта акта.