Суд отказался освободить предпринимателя Козлова, но снизил ему срок наказания
29 июля 2011 года

Президиум Мосгорсуда в пятницу с третьей попытки рассмотрел надзорную жалобу на приговор осужденному за мошенничество предпринимателю Алексею Козлову, чьим деловым партнером был бывший сенатор Владимир Слуцкер. Требование отменить приговор и немедленно освободить осужденного из-под стражи суд проигнорировал, однако снизил назначенное наказание с семи до пяти лет заключения, применив внесенные весной 2011 года поправки в Уголовный кодекс РФ, смягчающие наказание за экономические преступления.

Жена осужденного Ольга Романова, которая привела в суд группу поддержки в футболках с судебными лозунгами, осталась недовольна решением Президиума, заявив, что намерена обжаловать его в Верховном суде РФ.

ПОХИЩЕННЫЕ АКЦИИ

Приговор Козлову Пресненский суд Москвы вынес еще в марте 2009 года. Суд установил, что предприниматель незаконно завладел 33,4% акций ОАО "По производству искусственных кож и пленочных материалов" ("Искож"), на общую сумму 253,966 миллиона рублей. Для этого он в 2006 году создал устойчивую группу лиц, в которую вовлек гражданина Эстонии и жителя этой республики без гражданства, дело в отношении которых выделено в отдельное производство, а они объявлены в розыск. Также к плану был привлечен ряд лиц, не осведомленных о его преступных намерениях. В приговоре отмечается, что соучастники использовали подложные документы и действовали через фиктивные компании. Суд установил, что Козлов обманным путем перевел акции ОАО "Искож" со счета компании "Вендорт Трэйдерс Инк", которой они принадлежали, на счет подставной фирмы, подконтрольной предпринимателю.

В ходе процесса подсудимый обвинил своего бывшего партнера Слуцкера в фальсификации материалов уголовного дела. Позднее жена бизнесмена Ольга Романова написала заявление в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить информацию о том, что уголовное преследование Козлова организовал Слуцкер.

Несмотря на то, что в ходе судебного разбирательства Козлов отрицал свою вину, судья Олег Гайдар посчитал, что совершение инкриминируемых преступлений доказано показаниями свидетелей и предоставленными следствием доказательствами. Он признал подсудимого виновным по статьям УК РФ "мошенничество в особо крупном размере" и "покушение на легализацию денежных средств, полученных преступным путем".

ПЕРВОЕ СНИЖЕНИЕ СРОКА

Защита Козлова обжаловала вынесенный приговор, но Мосгорсуд признал его законным, исключив из обвинения квалифицирующий признак "с использованием служебного положения" и снизив наказание на один год - до семи лет заключения в колонии общего режима.

Защита сочла гуманизм суда недостаточным и обратилась с жалобой в надзорную инстанцию - Президиум Мосгорсуда. Однако тот трижды отказывался даже принять жалобу к рассмотрению и возбудить надзорное производство, поскольку не считал обоснованными заявления адвоката о грубых нарушениях законодательства, допущенных при рассмотрении дела.

Надзорную жалобу на приговор в Президиум Мосгорсуда направил уже Верховный суд РФ, куда обратилась защита осужденного. При этом это была уже вторая жалоба в высшую судебную инстанцию - в первой также было отказано, однако затем адвокат получил постановление Верховного суда о возбуждении надзорного производства, подписанное заместителем его председателя Анатолием Петроченковым. По словам супруги Козлова, это постановление насчитывало 15 страниц, в которых давалась "очень жесткая оценка следствию и суду".

Это вызвало у защиты осужденного самые радужные надежды, его адвокат Вячеслав Гаврилов заявил , что решение Верховного суда "на 90% означает отмену приговора". "Согласно тексту постановления ВС РФ, суд согласился с доводами защиты о том, что была совершена чудовищная ошибка", - добавил тогда адвокат.

"ПОРВУ за ЕГОРОВУ"

На заседание Президиума Романова пришла с группой поддержки из нескольких десятков человек, среди которых, по ее словам, были супруги и дети осужденных за экономические преступления, а также насколько освободившихся из колонии предпринимателей. На заседании присутствовала и экс-юрист "ЮКОСа" Светлана Бахмина, приговоренная к 6,5 годам заключения, но вышедшая по ходатайству об условно-досрочном освобождении на два года раньше.

Многие пришедшие поддержать Козлова были одеты в белые футболки, спины которых были украшены номерами экономических статей Уголовного кодекса РФ, названиями судов, а также фразами из судебных решений: "Виновен", "Не виновен", "Отказать". У нескольких человек на майках были небольшие изображения экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, распечатанные на фотобумаге и переведенные на ткань.

На спине футболки Романовой была среди прочих надпись "Порву за Егорову", однако предлог "за" был написан мелким шрифтом и был не очень хорошо заметен из-за других рисунков. В этой футболке она выступала на заседании Президиума Мосгорсуда в качестве защитника своего мужа, правда, накинув на спину шаль.

ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСГОРСУДА

Заседание Президиума началось с заявления адвоката Гаврилова, выразившего протест в связи с переносом заседания на неделю (изначально жалобу должны были рассмотреть в прошлую пятницу, 22 июля). На вопрос председателя Президиума Дмитрия Фомина, ходатайствует ли адвокат о перемещении в прошлое, защитник ответил, что удовлетворится просто внесением в протокол конкретной причины переноса.

Ранее руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева сообщила агентству РАПСИ, что рассмотрение надзорной жалобы было перенесено, поскольку в связи с большим объемом уголовного дела составу президиума понадобилось дополнительное время для изучения материалов.

После выступления судьи-докладчика, изложившего обстоятельства дела и доводы жалобы, Гаврилов напомнил суду, что в своем определении Верховный суд РФ обратил внимание, что в отношении Козлова был нарушен принцип презумпции невиновности, являющийся основополагающим в судопроизводстве.

По мнению адвоката, следователи и суд при рассмотрении дела допустили нарушения Уголовно-процессуального законодательства, не допросили ряд свидетелей и не исследовали доказательства, которые, по мнению защитника, свидетельствовали о невиновности подсудимого. Он также отметил, что не была проведена экспертиза по оценке акций, хищение которых вменялось Козлову.

"Прошу отменить приговор и принять решение о немедленном освобождении моего подзащитного из-под стражи", - отметил адвокат.

Жена осужденного, журналистка Романова, добавила, что при переводе ряда документов с иностранных языков были допущены неточности. Она заявила, что намерена добиваться наказания следователей, судей и потерпевших, причастных к уголовному преследованию ее мужа.

Прокурор, в свою очередь, назвал вину Козлова доказанной и просил суд оставить приговор без изменения, а надзорную жалобу - без удовлетворения.

ВОЗМЕСТИЛ ВРЕД - СНИЗИЛ СРОК

После десятиминутного совещания Фомин огласил решение президиума - надзорная жалоба была отклонена. Вместе с тем суд изменил приговор в отношении Козлова - инкриминируемые ему статьи "мошенничество" и "легализация преступно нажитых средств" были применены в редакции, вступившей в силу в марте 2011 года, после внесения поправок, смягчающих наказание за преступления в сфере предпринимательской деятельности.

Руководитель пресс-службы суда Анна Усачева пояснила РАПСИ, что Мосгорсуд снизил назначенное Козлову наказание на два года в связи с тем, что подсудимый возместил нанесенный вред. "Решение президиума Мосгорсуда об изменении наказания Козлову принято в связи с тем, что 7 марта текущего года были приняты изменения в федеральный закон, согласно которым убраны нижние границы пределов наказания по статье 159 УК РФ (мошенничество). Также суд надзорной инстанции учел, что после возбуждения уголовного дела Козлов возместил вред путем частичной выплаты денежных средств за полученные акции компании", - уточнила Усачева.

Она добавила, что постановление Президиума Мосгорсуда по "делу Козлова" будет готово к середине следующей недели, после чего с ним смогут ознакомиться стороны.

Романова выразила недовольство решением суда и заявила, что будет обжаловать его, снова обратившись в Верховный суд. По ее предположению, суд пошел на снижение срока наказания, чтобы подтолкнуть ее мужа к ходатайству об условно-досрочном освобождении, которое предполагает признание вины и раскаяние. Романова подчеркнула, что Козлов не пойдет на признание виновности. Он находится под стражей с июня 2008 года, и срок заключения у него истечет через два года, однако уже сейчас Козлов имеет возможность просить об условно-досрочном освобождении.