Развитие Севморпути поможет решить проблемы северного завоза - эксперт
6 июля 2011 года
Активная эксплуатация Северного морского пути и наращивание атомного и дизельного ледокольного флота России помогут решить проблемы северного завоза без использования более дорогого воздушного транспорта, рассказал в среду президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Игорь Шпектор.
Вице-премьер РФ Сергей Иванов на заседании Морской коллегии в Ненецком автономном округе (НАО) в среду заявил о том, что маршруты северного завоза надо менять из-за неэффективности и коррупционности этой схемы. Вице-премьер предложил активнее использовать Севморпуть и доставлять грузы в некоторые пункты воздушным транспортом.
"Надо расширять Севморпуть и наращивать ледокольный флот России, тогда проблем с северным завозом не будет. Несмотря на высокую стоимость использования ледоколов, это все равно гораздо дешевле, чем эксплуатация воздушного транспорта для грузоперевозок", - сказал Шпектор.
Если говорить о проблеме северного завоза конкретно в НАО, то для столицы округа Нарьян-Мара такой проблемы нет, основные трудности возникают с доставкой грузов в отдаленные уголки региона, добавил Шпектор. Строительство автомобильной дороги Усинск - Нарьян-Мар полностью решит вопрос доставки грузов в административный центр в обозримом будущем. Необходимо активнее использовать ледокольный флот, увеличивая время навигации, и упрощать систему завоза, "уменьшая число передаточных звеньев", чтобы снизить стоимость поставляемого на Север топлива и продукции.
"Около 15 лет назад северный завоз действительно был коррупционной структурой. Шла борьба за контейнеры для перевозки, очень малое время навигации и плохая работа ледоколов позволяли поставщикам непомерно завышать цены. Сейчас лучше - главное, время навигации по рекам увеличилось", - рассказал Шпектор.
При этом развитие Севморпути, поддержка северного завоза и поддержание жизнеспособности районов Крайнего Севера - одна из важнейших государственных задач, и допускать частный бизнес в эти сферы не следует, уверен эксперт. "Разгосударствление этих сфер приводит к огромным ценам на топливо и энергию, на тарифы ЖКХ", - сказал Шпектор.
Северный морской путь - это кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль (на 34%). Это уменьшает время в пути с 33 суток до 20-ти и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.