Правительство РФ обсудит в четверг доходы и "дыры" бюджета 2012-2014 годов
7 июля 2011 года
Главными темами заседания правительства РФ в четверг станут обсуждение бюджетной и налоговой политики на 2012-2014 годы: из-за роста госрасходов, в том числе, на оборону и социальную сферу, обнулить бюджетный дефицит к 2015 году вряд ли удастся, несмотря на рост нефтегазовых доходов. По словам источника в кабинете министров, только из-за снижения страховых взносов бюджет в два последующих года недосчитается более 500 миллиардов рублей.
БЮДЖЕТНЫЙ ВОПРОС
Одним из пунктов повестки заседания правительства Российской Федерации станет обсуждение проекта основных направлений бюджетной политики и основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Докладчиком будет вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин.
В целом в бюджете РФ на ближайшую трехлетку вырастет доля расходов на оборону и безопасность - приоритетной задачей здесь станет переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники, говорится в материалах, размещенных в среду на сайте правительства.
Не менее важными статьями расходов станут образование и финансирование Пенсионного фонда. Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету ПФР составит в 2012 году 2,622 триллиона рублей, в 2013 году - 2,85 триллиона рублей, в 2014 году - 3,15 триллиона рублей.
При этом ассигнования федерального бюджета на здравоохранение и науку гражданского назначения в 2012-2014 годах будут сокращаться.
По данным источника в правительстве, инвестрасходы российского бюджета в 2012 году снизятся, в основном за счет бюджетных инвестиций, не включенных в федеральные целевые программы (ФЦП). При этом финансирование ФЦП, напротив, вырастет на 3,8% по сравнению с 2011 годом.
Нефтегазовые сверхдоходы по-прежнему будут направлены в "госзаначку". Правда, вернуться к докризисным жестким правилам ее формирования Минфин до 2015 года не рассчитывает - будут действовать промежуточные механизмы.
Пополняться будет преимущественно Резервный фонд - в текущем году в него, как ожидается, направят около 677 миллиардов рублей. В этом случае к концу года объем фонда составит 1,408 триллиона рублей. В 2012 году на его пополнение планируется направить 164 миллиарда рублей, с учетом курсовой разницы к концу следующего года фонд увеличится до 1,568 триллиона рублей.
В 2013 году объем Резервного фонда предполагается довести до 1,619 триллиона рублей, в 2014 году - до 1,624 триллиона рублей. Фонд национального благосостояния в следующие три года будет использоваться только на софинансирование пенсионных накоплений и практически не изменится.
С учетом растущих бюджетных обязательств Россия может не успеть к 2015 году с сокращением дефицита бюджета до нуля, как планировали власти, отметил источник в правительстве. По его оценке, дефицит федерального бюджета в 2012 году может составить 2,7% ВВП при цене на нефть 93 доллара за баррель, в 2013 году - также 2,7% ВВП при цене 95 долларов, в 2014 году - 2,3% ВВП при цене 97 долларов.
Это ниже текущих официальных прогнозов. По словам источника, дефицит мог быть еще более минимизирован, если бы не социальные обязательства, которые взяло на себя государство.
НАЛОГИ И АКЦИЗЫ
Правительство в четверг обсудит и основные направления налоговой политики на 2012-2014 годы. Приоритет здесь - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Особая поддержка будет оказана инновационной деятельности, а также проектам в образовании и здравоохранении. В частности, с 2012 года ставки страховых взносов снизятся с 34% до 30%, а для отдельных видов бизнеса - до 20%.
По данным источника, выпадающие доходы бюджета РФ от снижения страховых взносов в 2012 году могут составить 236 миллиардов рублей, в 2013 году - 276 миллиардов рублей, с учетом введения регрессивной шкалы.
В проекте основных направлений налоговой политики на 2012-2014 годы Минфин предлагает установить тариф страхового взноса на сумму выше 512 тысяч рублей фонда отплаты труда для бизнеса в размере 10%, а для льготных категорий налогоплательщиков - в размере 7% от суммы выплат, превышающих установленный предел.
В части акцизного налогообложения предполагается увеличение ставок акцизов на подакцизную табачную и алкогольную продукцию темпами, опережающими инфляцию.
Кроме этого, правительство РФ может рассмотреть вопрос о перераспределении части акцизов на алкоголь из региональных бюджетов в федеральный. Согласно указу президента, финансирование милиции общественной безопасности со следующего года ляжет исключительно на плечи федерального бюджета, следовательно, примерно 200 миллиардов рублей у регионов высвободится.
Если не удастся полностью передать регионам расходные полномочия, отдельные доходные источники будут централизованы для балансировки бюджета, пояснил источник.
О проекте основных направлений таможенно-тарифной политики на ближайшую трехлетку расскажет замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ
Если правительство в четверг одобрит вышеперечисленные бюджетные и налоговые новации, то Минфин 18 июля планирует довести решения до министерств. После этого начнется второй этап подготовки бюджета, в рамках которого министерства к 15 августа должны будут дать детальную расшифровку своих ассигнований по статьям и озвучить спорные моменты.
Третий этап формирования бюджета начнется с конца августа, когда правительство снова вернется к его обсуждению и окончательному утверждению всех возможных характеристик.