Правительство РФ обсудит основные направления налоговой политики на 2012-2014 годы
7 июля 2011 года

Правительство РФ на заседании в четверг рассмотрит проект основных направлений налоговой политики России на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, представленный Минфином, говорится в сообщении, опубликованном в среду на сайте кабинета министров.

Документ устанавливает приоритеты правительства в области налоговой политики на следующие три года - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В качестве основных целей налоговой политики указываются поддержка инновационной деятельности, а также деятельности в области образования и здравоохранения.

Как отмечается в сообщении, стимулирующая роль налоговой системы будет направлена на технологическое обновление, модернизацию производства, а также развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера.

К основным новациям, предлагаемым для реализации в 2012-2014 годах, относятся меры в области предоставления льгот и налоговых преференций на основе анализа их эффективности, введение механизмов налогообложения газа и иных природных ископаемых, если доля экспорта таких природных ископаемых превышает 50%, в зависимости от их стоимости на мировом рынке, законодательное формирование подходов к определению критериев уклонения от налогообложения и оптимизации налогообложения, а также изменение ставок страховых платежей в государственные внебюджетные фонды.

ДЕВЯТЬ НАПРАВЛЕНИЙ

Налоговую систему в 2012-2014 годах предлагается совершенствовать по девяти направлениям.

Это, во-первых, налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала, которое предусматривает снижение с 2012 года ставок страховых платежей на обязательное соцстрахование до 20% в отношении выплат до 512 тысяч рублей на одного работника для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области соцобслуживания населения, а также благотворительных организаций.

По остальным категориям плательщиков ставки страховых платежей снижаются с 34% до 30%. С выплат, превышающих установленный предел в 512 тысяч рублей на одного работника, предусмотрено взимание дополнительного тарифа в размере 7% и 10% соответственно.

Предлагается также совершенствовать амортизационную политику, в частности, с целью уточнения порядка применения амортизационной премии, а также исключения манипуляций со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, планируется расширять льготы и налоговые вычеты при осуществлении социально-значимых расходов.

Во-вторых, предлагается проводить мониторинг эффективности налоговых льгот, который предполагает проведение инвентаризации и оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, с сохранением на ближайшую перспективу льгот в отношении линейных объектов субъектов естественных монополий, а также анализ действующих механизмов налогового стимулирования (в том числе налоговых льгот) с целью выявления неэффективных и невостребованных льгот.

В-третьих, в части акцизного налогообложения предполагается увеличение ставок акцизов на подакцизную табачную и алкогольную продукцию темпами, опережающими инфляцию. В отношении иных категорий подакцизных товаров предусматривается сохранить ранее установленные ставки акцизов на 2012 и 2013 годы с их индексацией на 10% в 2014 году.

Четвертое предложение касается совершенствования налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями, которое будет направлено на реализацию комплекса мер по установлению льготного порядка налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, и также при получении и выплате дивидендов. Кроме того, предусмотрено предоставление дополнительных льгот по НДС в отношении профильной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как отмечается, соответствует мировой практике.

Пятое предложение относится к налогу на прибыль организаций. Предусматривается упрощение порядка учета для целей налогообложения доходов от реализации недвижимого имущества.

Шестое - в части налогообложения природных ресурсов предполагается совершенствовать механизмы налогообложения нефтяной и газовой отрасли с учетом решений о повышении налоговой нагрузки на газовую отрасль на 150 миллиардов рублей в 2012 году, в 2013 году - на сумму до 168,3 миллиарда рублей, и в 2014 году - на сумму до 185,9 миллиарда рублей с переходом к установлению ставки НДПИ при добыче газа горючего природного в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ. Кроме того, предусматривается возможность установления ставок налогов в отношении полезных ископаемых в зависимости от их стоимости на мировом рынке, если доля экспорта таких природных ископаемых превышает 50%.

Седьмое - совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов, которое предусматривает введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей с 2012 года и определяет параметры поэтапной отмены системы налогообложения на основе вмененного дохода в 2012-2014 годах.

Восьмое - в части введения налога на недвижимость предполагается введение налога на недвижимость после планируемого завершения в первом квартале 2012 года работ по массовой оценке объектов капитального строительства.

Последнее предложение касается налогового администрирования. Предусматривается анализ положений законодательства РФ о налогах и сборах с целью выявления и исправления пробелов и неточностей, а также проведение работы по установлению критериев уклонения от налогообложения и оптимизации налогообложения.

"Указанные меры в среднесрочной перспективе будут ориентированы на увеличение доходов бюджетной системы (главным образом от налогообложения потребления, природной ренты, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества)", - говорится в материалах.

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

Также на заседании правительства в четверг будет обсуждаться проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, подготовленный Минэкономразвития РФ.

Документ учитывает положения концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, основных направлений деятельности правительства на период до 2020 года и основных направлений внешнеэкономической политики РФ до 2020 года.

Как отмечается в сообщении, в 2012 году и в плановый период 2013-2014 годов таможенно-тарифная политика будет осуществляться в условиях восстановления докризисных объемов внешней торговли. Важнейшим условием ее проведения станут процессы адаптации к новым институциональным условиям в рамках Таможенного союза - принятие решений на уровне комиссии Таможенного союза, учет интересов Белоруссии и Казахстана при проведении таможенно-тарифной политики, применение таможенного кодекса Таможенного союза и закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

"Региональная экономическая интеграция в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства создаст благоприятные предпосылки для получения преимуществ компаниями России, Казахстана и Белоруссии на рынках трех стран. Создаваемые стимулы будут способствовать расширению внутрисоюзных экономических связей, формированию развитой внутренней конкурентной среды, что в сочетании с мерами по либерализации внешней торговли с третьими странами найдет отражение в направлениях коллективной таможенно-тарифной защиты общего рынка. Меры таможенно-тарифного регулирования утратят экстренный, антикризисный характер, усилится их стимулирующая, точечная настройка на проведение согласованной в рамках Таможенного союза промышленной и структурной политики", - говорится в материалах к заседанию правительства.