Основной бенефициар "Домодедово" Каменщик вышел из сумрака
19 июля 2011 года

Один из самых закрытых и непубличных бизнесменов - председатель совета директоров аэропорта "Домодедово" Дмитрий Каменщик - провел во вторник первую за последние годы большую пресс-конференцию. Традиционно отказавшись раскрыть структуру собственников компании, он ответил на вопросы о перспективах продажи части акций "Домодедово", а также высказался насчет целесообразности создания единого московского авиаузла.

Каменщик старался предельно четко отвечать на все вопросы прессы - он рассказал о прошедших в ряде офисов аэропорта обысках и заверил, что ничего, за что его могли бы посадить в тюрьму, пока не совершил.

ЧЕСТНО, НО БЕЗ ПУБЛИЧНОСТИ

Состоявшаяся во вторник пресс-конференция Каменщика стала значимым событием хотя бы потому, что один из основных владельцев крупнейшего в РФ аэропорта - фигура не публичная, и не балует журналистов встречами в подобном формате.

Ввиду этого обстоятельства анонс мероприятия, мягко говоря, удивил представителей СМИ - пресс-конференцию посетили более 50 журналистов и около полутора десятков камер.

Во время мероприятия Каменщик четко и конкретно отвечал на вопросы журналистов, предварительно их все записывая. После двух часов пресс-конференции он продолжил общение с представителями СМИ в холе гостиницы Lotte Plaza, где вел себя уже более расковано.

Каменщик подтвердил, что в мае, во время подготовки аэропорта к IPO, он являлся бенефициаром 100% акций DME Limited, холдинговой компании "Домодедово". Однако раскрыть структуру акционеров на данный момент он отказался, пояснив, что компания опасается рейдерских атак, объектом которых может стать физическое лицо.

Кроме того, акционеры не любят публичности, поэтому "Домодедово" - закрытая компания, добавил он.

"Домодедово - единственный частный аэропорт в столичном авиаузле, на его долю приходится почти 50% пассажиропотока. По итогам прошлого года консолидированная выручка компании выросла на 21,6% до 29,676 миллиарда рублей. Из "Домодедово" выполняют полеты 77 авиакомпаний по 233 направлениям по всему миру, 93 из которых уникальны для московского региона.

ЧТО ИСКАЛИ, ЧТО НАШЛИ

Власти РФ заинтересовалось собственниками "Домодедово" после двух крупнейших ЧП - задержки сотен рейсов в конце 2010 года из-за ледяного дождя и проблем с энергоснабжением, а также теракта 24 января этого года, унесшего 37 жизней.

Генпрокуратура РФ констатировала, что крупнейший аэропорт страны управляется с помощью оффшорных компаний из-за рубежа, а реальные собственники "Домодедово" неизвестны, и призвала внести изменения в законодательство, которые сделают такое положение вещей невозможным.

В конце июня в нескольких офисах компании Каменщика произошли обыски, которые он во вторник связал с расследованием январского теракта. По его информации, следственные действия проводились по статье 263 УК РФ - нарушение правил транспортной безопасности.

Однако изъятые следствием документы к этому отношения не имеют - они касаются, в частности, права собственности на объекты недвижимости и землю вокруг аэропорта, счетов за границей, добавил он. Каменщик выразил надежду, что следственная бригада выполнила все задачи, которые поставило перед ней руководство.

"Я не знаю, посадят меня или нет, как и все мы", - ответил Каменщик на прямой вопрос журналиста. Он заверил, что на сегодняшний день не совершал никакого преступления, за которое мог бы оказаться за решеткой, и не является фигурантом уголовного дела.

Ранее в июле официальный представитель Следственного комитета (СК) РФ Владимир Маркин сообщал , что Каменщик проходит по всем уголовным делам, связанным с воздушной гаванью, только в качестве свидетеля.

По данным СК, обыски в "Домодедово" прошли в рамках уголовного дела о неисполнении требований авиационной безопасности, из-за чего произошел теракт в январе этого года. Одновременно расследуются еще два дела - о самом взрыве террориста-смертника и о покушении на хищение 1,2 миллиарда рублей у Мастер-Банка.

IPO - НЕТ, ИНВЕСТИЦИИ - ДА

Каменщик заверил, что его аэропорт не "прижат нуждой", поэтому в настоящее время никаких переговоров о продаже какого бы то ни было пакета акций не ведется, в том числе и в рамках IPO.

В конце мая аэропорт принял решение отложить готовившееся размещение акций из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Компания не уточняла объем предложения, однако источники в банковских кругах полагали, что "Домодедово" может продать до 20% акций и привлечь более 1 миллиарда долларов.

Ряд СМИ также сообщали о переговорах по продаже пакета акций аэропорта.

Каменщик сообщил, что инвестиции аэропорта в ближайшие 10 лет составят 1,5-2 миллиарда долларов. Это практически идентично сумме вложений за предыдущую десятилетку. Аэропорт будет инвестировать за счет собственных средств, хотя на каких-то этапах возможно привлечение займов.

В аэропорту применяются различные горизонты планирования, в частности, мастер-планирование на 50 лет, а также тактическое планирование на 1, 3 и 10 лет, сообщил Каменщик. Объем инвестиций на текущий год может составить 200-250 миллионов долларов.

Говоря об неоднократно обсуждавшейся идее объединить московские аэропорты в единый авиаузел, Каменщик сообщил, что "Домодедово" не получало предложения об участии в таком проекте. Он отметил, что пассажирам и авиакомпаниям не нравится такая перспектива, поскольку она уничтожит конкуренцию.

НАРКОТИКАМ В АВИАЦИИ НЕ МЕСТО

Каменщик не отказывался отвечать и на вопросы, не относящиеся напрямую к его бизнесу. Так, он рассказал, что аэропорт "Домодедово" ежегодно увольняет примерно 150 человек за употребление наркотиков, это порядка 1% от общего количества сотрудников.

Каменщик добавил, что в ходе приема на работу новых сотрудников порядка 20% отсеиваются по этому параметру. Отвечая на вопрос, проходит ли он сам регулярные тесты на употребление наркотиков, он сказал, что проходит их регулярно.