ОАО "КАМАЗ" рассматривает варианты сотрудничества с американскими компаниями
1 июля 2011 года
Крупнейший российский производитель грузовых автомобилей ОАО "КАМАЗ" рассматривает возможности сотрудничества с крупными американскими компаниями, производящими надстройки для шасси, для последующей поставки готовой продукции в страны "третьего мира", сообщил в интервью директор по маркетингу и рекламе КАМАЗа Ашот Арутюнян.
Арутюнян и генеральный директор ЗАО "ВТК КАМАЗ" Сергей Афанасьев в последние дни провели несколько встреч в Нью-Йорке и Вашингтоне, в том числе с представителями компаний Turtle и AMoHS (Advanced Mobile Hospital Systems).
"Одной из целей нашей поездки было рассмотреть возможность сотрудничества с американскими заводами-производителями спецтехники. Идея простая - берется наше шасси, на него делается надстройка, которую производят американские компании, для продажи в страны "третьего мира", - рассказал Арутюнян.
"Мы встречались с несколькими американскими компаниями - одна из них Turtle, другая - AMoHS. Идея та самая и была. Идея - что мы поставляем шасси, а они производят надстройки. Turtle, например, делает передвижные госпитали, то есть берется шасси и он быстро разворачивается в полевых условиях. Turtle поставляет продукцию в Мексику, в Латинскую Америку, то есть на те рынки, на которых нас нет. А мы можем поставлять в такие страны, как Афганистан, Пакистан, Уганда, Африка", - сказал собеседник агентства.
По словам Арутюняна, преимуществом КАМАЗа является широкая сеть дилеров и сервис-центров, которыми американцы не располагают.
"Например, в Афганистане у нас четыре дилера, у американцев нет таких возможностей. Так что пока просматривается, что, может быть, у нас могут вполне сложиться рабочие отношения", - отметил он.
По словам Арутюняна, рассмотрение вариантов сотрудничества и принятие решения о дальнейших действиях займет некоторое время.
"Сейчас ситуация простая: мы возвращаемся в Россию, неделя уйдет на подготовку материалов по итогам визита, покажем презентацию гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, он примет решение. На подготовку и встречу с ним уйдет где-то две недели, после чего у нас появится предварительное решение, кто нам интересен, какие рынки, в каких объемах, чтобы мы хотя бы в первом приближении понимали бизнес-план, затраты, ожидаемую выручку, ожидаемую маржу, обязательно посчитаем все логистические моменты", - отметил директор по маркетингу.
"Тут если мы сотрудничаем, варианта два: либо нам шасси в Америку везти и там делать надстройки, либо надстройки делать и везти их в Россию. Там надо посмотреть законодательство, стоимость доставки и импортные пошлины на шасси в Америку и пошлины на надстройки в Россию. Важно сравнить и посмотреть, как будет лучше, с учетом того, где будет финальный покупатель - либо Афганистан, либо Мексика. Поэтому это некий совместный проект, его надо будет обсчитывать, а потом чтобы технические специалисты с нашей стороны и с американской стороны проработали вопросы технические, связанные с установкой этих надстроек", - добавил он.
Помимо переговоров с американскими компаниями, Арутюнян и Афанасьев встретились с представителями Экспортно-импортного банка США (Ex-Im Bank) и Корпорации по поддержке частных инвестиций за рубежом (OPIC).
"Они проявили большой интерес, про КАМАЗ все знают. Но Ex-Im Bank просто сказал: ребята, меня интересует экономика и, в общем, как возможный вариант стоит рассматривать вариант совместного предприятия с американцами, а дальше будем смотреть ваш бизнес-план. Мы готовы финансировать американские компании, которые занимаются экспортными операциями, мы с удовольствием будем давать деньги на такие СП", - рассказал Арутюнян.
Он напомнил, что у КАМАЗа большой и успешный опыт создания СП с целым рядом крупных компаний, в том числе с Сummins, ZF, Knorr-Bremse и Federal-Mogul.
OPIC, по словам собеседника агентства, поначалу проявила большую настороженность в вопросе потенциального финансирования совместных проектов КАМАЗа и американских компаний.
"Корпорация OPIC - с ней другая история. Это вообще-то госкомпания, и создана она для того, чтобы поддерживать американских производителей. Но мы им сказали, все понятно, но есть такие страны, как Афганистан, где американские грузовики люди использовать не могут. А у нас есть в Афганистане дилеры, и американцы это знают. Они понимают, что люди не смогут эксплуатировать технику, и "на коленке" двигатель, например, уже не починишь. А у нас есть очень простые двигатели "Евро-2", которые в Афганистане в полевых условиях можно разобрать и собрать. А уже двигатели "Евро-3", где электроника - этого не сделаешь", - пояснил представитель КАМАЗа.
"Когда я все это сказал представителю OPIC, он задумался и сказал: мы в принципе можем сделать исключение для вас, если американцы будут делать надстройки, так что мы не говорим вам "нет", и может быть, сможем вас поддерживать", - рассказал Арутюнян, добавив, что если так и будет, то это станет беспрецедентным случаем.
Теперь руководство КАМАЗа будет обдумывать все возможные варианты сотрудничества с американцами. По словам Арутюняна, первых решений можно будет ожидать через две-три недели.
"Пару недель будем думать, и если идея будет интересна, то будем решать, как двигаться дальше", - сказал Арутюнян.