Российское кино должно рассчитывать на российских, а не иностранных инвесторов - финансист
24 июня 2011 года

Российский кинематограф может привлекать инвесторов, в том числе и портфельных, но должен рассчитывать прежде всего на российские деньги, заявил в пятницу Леон Кларанс (Leon Clarance), директор по инвестициям в британской компании Octopus Investments, имеющей дело в частности с кино- и телевизионными проектами.

"Для развития российской киноиндустрии российских денег вполне хватит. В Голливуде российские инвесторы пасутся во множестве, они там практически живут. Но вот продюсерам следует приучиться рассчитывать прежде всего на свой собственный рынок. Они любят раздувать бюджеты так, будто речь идет о больших международных проектах, но на самом деле международный или критический успех нельзя закладывать в бизнес-план изначально. Если он случится - это бонус", - предупредил Кларанс, приехавший в Москву, чтобы принять участие в форуме по кинофинансированию, который проходит в рамках Международного московского кинофестиваля.

Финансист отметил, что закрытый паевой фонд, созданный "Тройкой-Диалог" и "Базелевсом" для финансирования "Смешариков 3D", представляется вполне перспективной затеей, если он сможет обеспечить достаточную прозрачность, однако иностранные инвесторы там в ближайшее время вряд ли появятся, поскольку покупка подобных паев не дает прав на налоговые вычеты.

"Кино - это соблазнительно. Кино - это красиво. Кино дает инвестору возможность водить жену на гламурные премьеры. Но в то же время кино - это эзотерический, не подчиняющийся закономерностям бизнес, так что доля киновестиций в общем портфеле всегда будет оставаться достаточно низкой. Это не "Газпром" и не недвижимость, кино заинтересует лишь малую долю населения, и человек, который решит вложить все сбережения в фонд, связанный с кино, должен быть сумасшедшим. Важно получить малую долю в большом количестве разных портфелей", - полагает собеседник агентства.

Вместе с тем, финансисты, аналитики и продюсеры, участвовавшие в обсуждении на форуме, единодушны в убеждении, что сейчас киноиндустрия находится в очень выгодном положении.

"До кризиса хедж-фонды вкладывали в кино, не глядя, поэтому снимали много и что попало. Кризис всех встряхнул, это было очень полезно, и теперь для продюсеров, главным образом - для независимых продюсеров, настали очень удачные и интересные времена", - убежден Билл Лишак (Bill Lischak), гендиректор по производству в компании OddLot Entertainment, сделавшей, в частности, "Драйв" (Drive) Николаса Виндинга Рефна, который получил в Канне приз за лучшую режиссуру.

В качестве одного из самых удачных примеров успеха независимых проектов можно привести собравший четыре "Оскара" фильм "Король говорит!", который стоил 15 миллионов долларов, а собрал - более 414 миллионов долларов.

Как рассказал глава сделавшей эту картину компании MoliFilms Марк Фолиньо (Mark Foligno), этот проект несколько раз был на грани краха, от него отказались как на "Би-би-си", так и на Четвертом канале британского телевидения, и деньги пришлось собирать буквально по крупинкам.