Мусоровывозящие компании Ставрополя не согласны считать вес ТБО вместо объема
15 июня 2011 года
Депутаты краевого парламента для решения проблемы вывоза мусора Ставрополя предлагают создать конкуренцию в этой сфере, а Минприроды и Региональная тарифная комиссия считают, что нужно ввести плату за вес отходов, а не за их объем. Сами мусоровывозящие компании идею конкуренции поддержали, но с предложением об оплате утилизации мусора в зависимости от веса не согласились.
В среду в Ставрополе прошло совещание комитета по экономическому развитию, на котором рассматривался конфликт, возникший между мусоровывозящими компаниями города и утилизирующей ТБО компанией ООО "Полигон Яр".
Неделю назад пять мусоровывозящих компаний города - ООО "Экосистема", ООО "Чистый город", СМУП "Фаун", ООО "Эко-сервис" и ОАО "Квинтек" - провели забастовку против решения ООО "Полигон Яр" увеличить коэффициент уплотнения ТБО до девяти раз, заявив, что это может привести к значительному повышению цены за вывоз мусора. Кроме того, ряд мусоровывозящих компаний заявили, что "Полигон Яр" установил шлагбаум и не впускал грузовики с мусором на свою территорию, что чуть не привело к мусорному коллапсу в городе.
В настоящее время "Полигон Яр" принимает мусор, но настаивает на взвешивании ТБО или переходе на другой коэффициент. Антимонопольный комитет 17 марта этого года вынес в отношении компании решение о нарушении федерального закона о защите конкуренции в части навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него. ООО "Полигон Яр" решил оспорить это решение в Арбитражном суде края.
БЕЗ КОНКУРЕНЦИИ НЕ ОБОЙТИСЬ
Депутаты краевого парламента единогласно посчитали, что здоровая конкуренция в мусорном бизнесе Ставрополя сможет решить проблему обеих сторон.
"До тех пор, пока ООО "Полигон Яр" только утилизировало отходы, проблем не было, а как только они сами стали их вывозить, сразу появились. Собственник утилизирующей компании владеет еще и двумя мусоровывозящими компаниями, поэтому, чтобы решить вопрос, нужен конкурент, другая организация, и вопрос будет решен", - заявил представитель комитета по экономическому развитию и инвестициям краевой думы.
Председатель комитета Борис Оболенец также отметил, что в сложившейся ситуации без конкурента не обойтись. Тогда и вопрос с тарифами, по его мнению, будет решен: как и в условиях любого рынка, конкуренция повлияет на их снижение. Кроме того, он пообещал сделать депутатский запрос по проверке финансово-хозяйственной деятельности ООО "Полигон Яр".
Депутат Александр Долин, в свою очередь, предложил местным властям разработать собственный проект по созданию муниципальной организации, занимающейся утилизацией.
НУЖНЫ ВЕСЫ
Вместе с тем, многие из присутствующих на совещании сошлись во мнении, что для решения проблемы можно просто взвешивать мусор и платить не за кубометры, а за килограммы.
Так, представитель Региональной тарифной комиссии заявила, что взвешивать мусор было бы вполне логично, поэтому можно попробовать в качестве эксперимента применить эту практику, и если она окажется жизнеспособной - разработать тариф по весу в тоннах.
В свою очередь, глава комитета городского хозяйства Ставрополя Александр Вальчук считает, что сейчас "Полигон Яр" в одностороннем порядке использует свое монопольное положение и поэтому начал применять коэффициент уплотнения, который носит рекомендательный характер. Он отметил, что антимонопольный комитет края постановил не применять непредусмотренных законодательством коэффициентов уплотнения к фактическому объему ТБО и производить расчет услуг по утилизации по тарифу, установленному правовыми актами.
"Своими действиями ООО "Полигон Яр" препятствует мусоровывозящим компаниям. Альтернатива есть - переходить на вес", - подчеркнул Вальчук.
Заместитель министра природных ресурсов и окружающей среды Ставропольского края Борис Кобельчук также уверен, что "выход один - переходить не на кубы, а на килограммы".
ВЕСЫ ПРОБЛЕМУ НЕ РЕШАТ
Генеральный директор мусоровывозящей компании "Экосистема" Максим Шаповалов заявил на совещании, что переходить на весы пока смысла нет, поскольку по действующим тарифам количество ТБО исчисляется кубометрами, а не тоннами.
"Пока законодательно не будет закреплено, что мусор будет считаться не в кубометрах по объему, а по весу, мы на весы не встанем. Сейчас за одну спецмашину, куда вмещается 20 кубометров мусора и никак не может вместиться 120 кубометров, мы платим около 1,2 тысячи рублей. Если будем считать в тоннах, то одна машина будет обходиться около 2,7 тысячи рублей", - отметил Шаповалов.
По его словам, в случае принятия решения по взвешиванию мусора тариф для населения может как минимум удвоиться.
Представители остальных четырех мусоровывозящих компаний во время совещания также согласились, что считать мусор в кубометрах намного проще.
"В кубометрах даже визуально можно сказать, сколько мусора в одной бочке. А если отходы начнут принимать по весам, как мы с населения будем их считать? Кто-то кирпич выкинет, а кто-то пакеты и пластиковые бутылки. Сегодняшний расчет наиболее понятен, просто кому-то выгодно выжать из нас соки, а мы не в состоянии будем платить столько за мусор и обанкротимся, или придется повышать тарифы для ставропольцев", - сказал представитель ООО "Чистый город".
Он добавил, что в Ставрополе один из самых высоких тарифов за вывоз мусора - 60,2 рубля за кубометр с человека, в то время как, например, в Невинномысске тариф составляет 22,8 рубля, в Изобильном - 30 рублей.
"ПОЛИГОН" ЖДЕТ ИНВЕСТОРОВ
Генеральный директор ООО "Полигон Яр" Евгений Гнедых не считает, что его организация выступает монополистом и диктует условия на мусорном рынке. Он уверен, что ажиотаж в СМИ касательно этого конфликта только вредит бизнесу и не дает возможности инвесторам прийти на ставропольский рынок и построить современный завод по утилизации отходов. Он заверил, что его партнеры по бизнесу из Праги проявили интерес к Ставрополю и планируют вложить в такой проект до 152 миллионов евро.
"Я даже готов вложить как соинвестор 30 миллионов евро на строительство этого современного завода. Наша задача - построить каркас здания, провести коммуникации, все остальное сделают иностранные инвесторы. Но поднятая шумиха в прессе не дает нормально провести сделку, я и сам теперь пока ничего не хочу делать с таким отношением", - заявил Гнедых.
Он подчеркнул, что для любого нового масштабного проекта и нормальной ежедневной работы необходимо знать точное количество привезенного мусора.
"Мы просто хотим понять, сколько отходов нам привозят фактически. Получается, что приезжает грузовик с 20-кубометровым объемом, а где гарантия, что в нем не помещается 120 кубометров отходов? Нужно либо уплотнять коэффициент, либо оценивать привезенный мусор по весу. Мы уже сегодня поставили весы, пусть взвешиваются. Но они же не хотят этого делать", - резюмировал Гнедых.