Государство может проиграть от реформы сельхозстрахования - "Эксперт РА"
23 июня 2011 года

Реформа сельскохозяйственного страхования, изложенная в соответствующем законопроекте, готовящемся ко второму чтению, может привести к тому, что в проигрыше окажутся все заинтересованные стороны, в том числе и государство, говорится в исследовании агентства "Эксперт РА" "Будущее страхования сельскохозяйственных рисков в России: новые грабли".

Законопроект о сельхозстраховании с господдержкой был одобрен Госдумой в первом чтении в ноябре 2010 года. О необходимости страховать урожай вновь заговорили прошлым летом, когда небывалая засуха и жара уничтожили почти треть урожая от ожидаемых объемов. В настоящий момент законопроект подготовлен ко второму чтению. В ходе подготовки он был изменен - в него были введены принципиально новые подходы к сельхозстрахованию. Основная идея заключается в том, что господдержка будет распространяться только на страхование от катастрофических рисков.

Согласно законопроекту, страхователь будет оплачивать страховщику 50% премии. Остальную половину страховки будет субсидировать государство. В федеральном бюджете на 2011 год на эти цели заложено 5 миллиардов рублей.

"Реформа сельскохозяйственного страхования (в редакции, принятой в первом чтении) может привести к тому, что в проигрыше окажутся все: и сельхозпроизводители, и страховые компании, и государство, и экономика в целом", - говорится в исследовании.

ФАКТОРЫ РИСКА

Агентство считает, что селяне будут воспринимать страховые взносы не как плату за приобретение страховой защиты, а лишь как условие получения безвозмездных дотаций со стороны государства.

В свою очередь страховщики будут относиться к этому виду страхования, как "к временному каналу получения денег, не будут работать над долгосрочным развитием этого вида бизнеса". При этом возможные задержки в получении субсидий будут дестабилизировать финансовое состояние страховщиков.

"Эксперт РА" считает, что государство будет вынуждено экстренно тратить значительные средства на безвозмездные субсидии, а экономика пострадает, так как такая система не будет способствовать развитию ни сельскохозяйственного производства, ни страховой отрасли.

"В этих условиях будут выигрывать лишь схемные страховые компании. Так как произойдет подмена экономической сущности страхования, страхователи не будут заинтересованы выбирать надежные компании. В результате будет иметь место ухудшающий отбор недобросовестных страховщиков", - сказал руководитель отдела рейтингов страховых компания "Эксперт РА" Алексей Янин на круглом столе по проблеме сельхозстрахования.

В исследовании говорится, что летом 2010 года на борьбу с последствиями природных катаклизмов было выделено 35 миллиардов рублей из федерального бюджета и 11 миллиардов рублей из региональных бюджетов, тогда как суммарные выплаты страховщиков составили лишь 7,7 миллиарда рублей.

ВРЕМЕНЩИКИ

В свою очередь замгендиректора "Ингосстраха" Николай Галушин отметил, что сейчас на этом рынке работает порядка 65 компаний. По его мнению, среди основных опасностей предложенной системы - сокращение страховщиков, готовых страховать эти риски.

"В сегменте могут остаться временщики, которые приходят получать премии, а не платить", - сказал он.

По его мнению, чтобы избежать данной ситуации, регулятор должен повысить требования к страховщикам в этом сегменте. Кроме этого, необходимо стандартизировать правила страхования, продукты и риски, изменить подход к убыткам, продвигать обучающие и просветительские программы и создавать широкую линейку продуктов.

В целом, как отметил Галушин, если будет полное проникновение данного сегмента страхования, "величина рынка превысит объемы рынка ОСАГО и может составить 80-90 миллиардов рублей".

МОТИВАЦИИ НЕТ

В то же время президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский отметил, что на текущий момент существует два фактора, которые тормозят развитие данного рынка.

Первый - трудности с получением возмещения. "Не существует практически возмещения, его нет. Любой крестьянин знает, что его практически невозможно получить", - сказал он.

Второй фактор - "наличие "конфетки" в виде госпошлины на случай, если что-нибудь случится", сказал Злочевский.

Эти два фактора "уничтожают всякую мотивацию" к страхованию, считает глава РЗС.

По его словам, главная "болезнь" проекта в том, что он стимулирует к страхованию лишь неэффективных производителей. "У эффективных нет стимула страховаться. Вот это и нужно править", - сказал он.