"Балтика" рассматривает возможность увеличения мощностей в случае роста рынка пива в РФ
28 июня 2011 года

ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", пережив, как и вся российская пивная отрасль, два непростых последних года, ожидает постепенного восстановления рынка, начиная с 2011-2012 годов, и рассматривает возможность увеличения своих производственных мощностей только в случае дальнейшего роста рынка, сообщил в интервью президент Carlsberg Group и председатель совета директоров "Балтики" Йорген Буль Расмуссен.

ПРИЗНАКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Последние два года были очень непростыми для российской пивоваренной промышленности, в том числе и для "Балтики", напоминает собеседник агентства. В 2009-2010 годах на фоне финансово-экономического кризиса, а также роста ставки акциза на пиво крепостью от 0,5% до 8,6% в три раза, наблюдалось снижение спроса и продаж. "Но в 2011 году мы видим некоторые позитивные признаки восстановления экономики, которые впоследствии начнут позитивно сказываться на предпочтениях и уверенности потребителей. 2011 год будет годом роста, хотя и не очень активного. Но если говорить о 2012 годе и далее, то здесь мы ожидаем, что рост нормализуется и вернется к докризисному уровню ", - отметил он.

В настоящее время потребление пива в РФ на душу населения составляет 66 литров в год против 80 литров двумя годами ранее, отметил Расмуссен, добавив, что уровень потребления пива в пределах 80 литров на человека в год близок к уровню потребления в "типичной западноевропейской стране". "Учитывая, что потребление пива в России сократилось почти на 20%, перспектива есть: мы полагаем, что после выхода из кризиса, когда потребители привыкнут к более высокому уровню цен, потребление должно вернуться как минимум к уровню 80 литров на человека в год, а, возможно, и больше. Мы рассчитываем, что в среднесрочной перспективе пивной рынок России начнет расти в среднем на 3-5% в год, как это было в докризисный период. Это означает, что в один год рост может быть 0%, в другой 10%, в зависимости от температуры летом, что очень сильно влияет на развитие пивной категории в таких странах, как Россия",- добавил он.

При этом компания и сегодня придерживается прогноза развития пивного рынка России, данного еще полгода назад. "Если будет нормальное лето, то мы ожидаем, как и говорили в начале года, что общий объем рынка увеличится на 2-4%. В стоимостном выражении это увеличение будет еще более значительным, так как в прошлом году произошло увеличение цен из-за резкого роста акцизов", - прогнозирует Расмуссен. Сама же "Балтика" нацелена на рост выше рыночного. При этом компания в 2011 году планирует вместе с увеличением продаж нарастить и свою рыночную долю. "Наш план состоит в том, чтобы каждый год была тенденция роста нашей доли рынка, хотя бы небольшого", - отметил Расмуссен. По данным исследовательского агентства Nielsen, доля рынка "Балтики" по итогам 2010 года осталась практически на уровне 2009 года и составила 39,7%.

Последние два года "Балтика" из-за падения рынка не занималась вопросом увеличения мощностей.

"Если предположить, что рынок вернется к среднегодовому росту на 3-5%, то в какой-то момент мы начнем снова инвестировать в расширение мощностей, увеличение штата и тому подобное", - заявил Расмуссен. В первую очередь компания намерена задействовать существующие мощности, которые из-за событий 2009-2010 годов несколько освободились - в настоящее время "Балтике" принадлежат 11 заводов в РФ и один завод в Азербайджане.

Вместе с тем вероятность покупки существующих активов на рынке невелика. "Я могу предвидеть расширение, но не покупку. Инвестициями, которые мы делаем не в пивоварение, может быть поддержка сельского хозяйства здесь, в России, совместное выращивание ячменя", - добавил Расмуссен. Группа Carlsberg, которая уже вложила в развитие бизнеса в России 12 миллиардов долларов США, рассчитывает снова начать инвестирование в развитие. "Чем больше мы инвестируем, тем большего роста мы ожидаем от рынка", - отметил Расмуссен.

Вместе с тем Carlsberg продолжает поиски привлекательных активов на международном рынке. "Мы рассматриваем такие возможности в первую очередь на тех рынках, которые считаем для себя ключевыми для роста рынками: прежде всего, это азиатские рынки - возможно Китай, возможно Вьетнам, а также другие страны в этом регионе",- добавил президент Carlsberg.

"НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ МЫ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕМ"

Однако, на фоне экономически позитивной ситуации на рынке, по-прежнему сохраняются риски введения новых правил регулирования пивоваренной отрасли. "Некоторые идеи мы определенно не можем поддержать - ни "Балтика", ни отрасль в целом. В первую очередь мы не можем согласиться с приравниваем пива к другим видам алкогольной продукции и введению той же системы регулирования по отношению к пиву. Это ввело бы в России такие требования к производству и продаже пива, которых нет нигде в мире", - отметил Расмуссен.

При этом он подчеркнул, что компания поддерживает стремление властей РФ повлиять на снижение чрезмерного потребления алкогольной продукции. "Но надо учесть, что пиво - это продукт с очень низким содержанием спирта, а в России по-прежнему 70% потребляемого алкоголя - это водка. И мы не можем согласиться с тем, чтобы пиво ставили на одну доску с водкой", - подытожил Расмуссен.

ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - крупнейший производитель пива в России, входит в группу Carlsberg, которой принадлежит 89,01% уставного капитала компании. "Балтике" принадлежат 11 заводов в РФ, один завод в Азербайджане, широкий портфель брендов - более 40, включая такие известные марки, как "Балтика", "Невское", "Ярпиво", "Арсенальное", Tuborg, Carlsberg. По итогам 2010 года выручка компании по МСФО снизилась на 15,4% - до 79,3 миллиарда рублей, чистая прибыль - на 18,6%, до 19,2 миллиарда рублей.