Кабмин РФ обсудит изменение наказаний за нарушения в области валютного регулирования
26 мая 2011 года

Правительство РФ на заседании в четверг обсудит проекты федеральных законов о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в области регулирования валютного рынка, говорится в размешенной на сайте кабинета министров повестке к заседанию.

Проекты федеральных законов внесены Минфином России.

Один законопроект предусматривает установление дифференцированного подхода при определении наказания за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Предполагается определять наказание в зависимости от продолжительности нарушений. При этом предусматривается установление такого вида административного наказания, как предупреждение.

По мнению Минфина, в случаях, когда нарушение сроков исчисляется одним или несколькими днями, установленная санкция даже по низшему ее пределу, не всегда может рассматриваться как необходимая и целесообразная, особенно если экспортерами являются индивидуальные предприниматели или компании малого предпринимательства с незначительными по стоимости мелкими операциями.

Документ предусматривает, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций влечет при нарушении установленных сроков представления на срок до 10 дней - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 0,5 до 1 тысячи рублей, на юридических лиц - от 5 тысяч до 15 тысяч рублей. При нарушении установленных сроков представления на срок от 10 до 30 дней предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 до 30 тысяч рублей. При нарушении сроков на срок от 30 дней и более предполагается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей, на юридических лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

Правительство рассмотрит также проект федерального закона об установлении дифференцированного размера санкций за невыполнение резидентами в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности. Ответственность, согласно законопроекту, определяется в зависимости от срока зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках.

Законопроектом предусматривается наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств или же в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

В законопроекте также устанавливается порядок расчета административного штрафа, в случае зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока с учетом размера ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки.

Правительство, кроме того, рассмотрит проект об упрощении процедур валютного контроля. Законопроект, в частности, расширяет круг граждан РФ, относящихся к категории физлиц-нерезидентов. Это планируется сделать для обеспечения возможности выплаты зарплаты и иных выплат юридическими лицами-резидентами, постоянно проживающим за пределами территории России гражданам РФ, либо гражданам РФ, имеющим право непрерывно пребывать в иностранном государстве не менее одного года (то есть фактически являющимся нерезидентами).

Законопроект предусматривает закрепление обязанности резидентов по представлению уполномоченным банкам информации об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в банках российской или иностранной валюты, уточнение компетенции ЦБ РФ по установлению единых правил оформления в уполномоченных банках паспорта сделки, введение принципа однократности представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля и видов представляемых документов, а также уточнение компетенции таможенных органов при передаче в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары ЦБ РФ и уполномоченным банкам.

Для обеспечения разработки и принятия правительством, Банком России необходимых нормативных правовых актов и проведения организационно-технических мероприятий по реализации предлагаемых законопроектом мер предполагается вступление в силу принимаемого федерального закона с отсрочкой на 180 дней после дня его официального опубликования.

Кроме того, для обеспечения возможности проведения ФТС необходимых организационно-технических мероприятий, связанных с представлением таможенными органами в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары в уполномоченные банки предлагается установить срок вступления данной нормы с 1 января 2013 года.