Доля интернет-экономики в ВВП России может достигнуть 5% к 2015 году - исследование
19 мая 2011 года

Доля интернет-экономики в ВВП России может составить 5% к 2015 году, гласят данные исследования компании The Boston Consulting Group (BCG), проведенного по заказу корпорации Google.

По состоянию на 2009 год, доля интернет-экономики в ВВП России составляла 2,1% (без учета нефтегазового сектора, который занимает 25% в ВВП России и практически отсутствует в других странах).

По оценкам BCG, интернет-экономика в России будет расти на 22-30% в год и к 2015 году составит 3,5-5% (2,6-3,7% с учетом нефтегазового сектора). Ключевым фактором роста станут затраты пользователей в интернете, которые увеличатся по прогнозам на 26-33% в год.

Объем российской интернет-экономики в 2009 году составил 19,3 миллиарда долларов. 65% из них пришлось на затраты пользователей (электронная коммерция и оплата доступа в сеть).

По сравнению с развитыми странами, доля интернета в ВВП в России по-прежнему довольно низка. Например, в Великобритании доля интернет-экономики в 2009 году составила 7,2%, в Швеции - 6,6%, в Гонконге - 5,9%.

Авторы исследования отмечают, что интернет-экономика развивалась в России "при низком уровне проникновения широкополосного доступа и неразвитой электронной коммерции".

ИНТЕРНЕТ СОЗДАЕТ НОВЫЕ МОДЕЛИ БИЗНЕСА

Исследование отмечает, что крупные традиционные компании в России уже оценили плюсы использования интернета в бизнесе. Например, авиакомпании "Аэрофлот" удалось сократить операционные расходы, запустив продажу билетов в интернете. На каждом билете, проданном онлайн, авиаперевозчик экономит 12 долларов.

При этом предприятия среднего и малого бизнеса (СМБ), для которых интернет может стать резервом для развития, в России все еще относительно малоактивны по сравнению со многими другими странами. Только 38% российских СМБ присутствуют в сети, против 52% в Бразилии, 58% в Германии и 63% в Ирландии.

РЕГИОНЫ ОТСТАЮТ ОТ СТОЛИЦЫ

Авторы исследования сопоставили развитие интернета в Москве, крупных городах и регионах России по 15 параметрам, среди которых проникновение фиксированного широкополосного доступа (ШПД), процент компаний, использующих интернет для общения с поставщиками, частота онлайн-покупок и другие.

Согласно полученным данным, в 2009 году по развитию интернета Москва в 2,4 раза опережала средний показатель по России. Санкт-Петербург, который занимает второе место по стране, обогнал среднее значение в 1,9 раза. Например, в Москве в 2009 году проникновение ШПД составляло 55%, в Санкт-Петербурге - 49%, в регионах - 20%.

При этом, в развитых странах отрыв развития интернета в крупных городах и регионах значительно меньше. Так, в Великобритании Лондон лишь на 20% превосходит другие регионы страны.