Бумажная пресса полностью не исчезнет, но ее дистрибуцию надо менять - доклад Роспечати
12 мая 2011 года
Бумажная пресса не исчезнет, но ее станет меньше, при этом уже в ближайшей перспективе из-за ускоряющейся динамики научно-технического прогресса система ее дистрибуции должна принципиально измениться, говорится в докладе управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати по итогам 2010 года.
"Происходящие ныне изменения рынка средств массовой информации отличают два близких по своей природе процесса - цифровизация и конвергенция", - отмечают авторы доклада, распространенного в четверг во время заседания секции Федерального агентства по печати и массовым коммуникация "Печать и массовые коммуникации".
По данным доклада, роль и значение цифровых технологий стремительно растут, и привычная информационная картина мира меняется "буквально на глазах".
"Более всего издателей периодики в настоящее время беспокоит проблема обеспечения прибыльности электронных версий своих изданий, которыми потребитель привык пользоваться бесплатно, а также место и роль традиционной печати в будущем", - говорится в докладе.
При этом подчеркивается, что эту проблему "пытаются решить все, но внятного ответа на этот вызов времени пока нет".
Информационные потребности человека серьезно меняются. Считается, что печатная пресса может выдержать конкуренцию с другими СМИ, лишь став их неким подобием - своеобразным мультимедийным навигатором в мире новостей, развлечений, товаров и услуг.
"Все большее проникновение интернета и необходимость сокращения затрат в кризис изменили политику редакций. Границы компетенции их сотрудников стали подвижными, а ньюсрумы превратились в новые формы взаимодействия и управления. Журналистика как профессия стала более требовательной, напряженной и даже стрессовой", - отмечают авторы доклада.
Число штатных сотрудников редакций уменьшилось, и часть их функций передаются журналистским бюро и фрилансерам.
При этом, несмотря на изменения, экономическая модель печатных СМИ, основанная на продаже бумажных копий и привлечении рекламы под реализуемые тиражи, остается доминирующей. Вопрос в том, как долго это будет продолжаться, отмечается в докладе.
"Продвинутые издатели теперь преимущественно планируют развитие на основе мультимедийной стратегии "360 градусов", базирующейся на предоставлении рекламодателю комплексного рекламного пакета, позволяющего охватить любую аудиторию. Поэтому наиболее вероятной перспективой развития прессы в ближайшее время должно стать умение получать деньги через использование контента в качестве рекламных платформ на любых носителях", - говорится в докладе.
"Ускоряющаяся динамика научно-технического прогресса оставляет мало шансов тому, кто считает, что традиционные печатные СМИ и традиционные системы их дистрибуции останутся неизменными. Бумажная пресса не исчезнет, хотя, вполне вероятно, ее станет меньше", - подчеркивается в заключении доклада.
При этом система дистрибуции традиционной прессы для сохранения позиций на рынке должна принципиально трансформироваться.
По мнению авторов доклада, основными направлениями трансформации могли бы стать: сокращение затрат по всей цепи распространения прессы; оптимизация технологических процессов; существенное повышение эффективности продаж; расширение списка услуг, представляемых оптовыми и розничными игроками рынка; расширение взаимодействия с издателями; внедрение новых передовых технологий в отрасли.
В докладе также подчеркивается, что модернизация рынка прессы применительно к требованиям цифровой революции и задачам инновационного развития страны вряд ли состоится без заинтересованного участия государства как выразителя общественных интересов.
"Весь комплекс производств, связанных с созданием, изготовлением и распространением печатной продукции, как никогда ранее требует эффективной государственной поддержки. Особенно в части оптимизации налогообложения издательского и распространительского бизнеса", - говорится в документе.