Вице-премьер Рогозин обсудит в Кишиневе и Тирасполе приднестровское урегулирование
16 апреля 2012 года

Вице-премьер, специальный представитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин 16-17 апреля посетит с первым официальным визитом Кишинев и Тирасполь, где обсудит ход приднестровского урегулирования, а также встретится с миротворцами.

Как ожидается, в Кишиневе в понедельник Рогозин проведет переговоры с президентом Молдавии Николаем Тимофти, премьер-министром Владом Филатом и вице-премьером, министром экономики республики Валериу Лазаром, после чего направится в Приднестровье. В Тирасполе вице-премьер встретится с лидером Приднестровья Евгением Шевчуком, пообщается с миротворцами, офицерами управления оперативной группы российских войск, а также соотечественниками, проживающими в непризнанной республике.

СУВЕРЕННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в российском правительстве оборонно-промышленный комплекс, был назначен спецпредставителем президента РФ по Приднестровью 21 марта 2012 года. В Кремле этот шаг объяснили непростой ситуацией в регионе, которая требует тех навыков и полномочий, которые есть у вице-премьера. В свою очередь в пресс-службе Рогозина напомнили, что вице-премьер предметно занимался тематикой Приднестровья, будучи председателем комитета Госдумы по международным делам, а затем - постоянным представителем РФ при НАТО.

В Молдавии решение Москвы вызвало недоумение, так как, по утверждению молдавских властей, было сделано без консультаций с Кишиневом. Более того, либеральная партия Молдавии, входящая в правящий Альянс за евроинтеграцию, и вовсе заявила, что назначение вице-премьера РФ спецпредставителем президента России по Приднестровью "граничит с вмешательством во внутренние дела" Молдавии, и призвала Кишинев "не принимать" его в нынешнем статусе.

В свою очередь Тирасполь приветствовал назначение Дмитрия Рогозина спецпредставителем российского президента по приднестровскому урегулированию. По мнению лидера Приднестровья Евгения Шевчука, это позволит повысить уровень и качество защиты прав и интересов более 150 тысяч россиян, проживающих в ПМР. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются граждане РФ, Шевчук назвал "отсутствие должного консульского обслуживания в Тирасполе".

ПЕРВЫЙ ВИЗИТ

Нынешняя поездка Рогозина в регионе - первая после назначения спецпредставителем президента РФ по Приднестровью. Центральной темой встреч, безусловно, станет активизация диалога между Кишиневом и Тирасполем. Тем более, что визит вице-премьера также проходит накануне очередного раунда переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" 17-18 апреля в Вене.

Переговоры по приднестровскому урегулированию возобновились в традиционном формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье как стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ - посредники, ЕС и США - наблюдатели) прошлой осенью после пятилетнего перерыва. До этого диалог сторон был заморожен в феврале 2006. В то же время консультации в формате "5+2" периодически проводились.

В конце февраля в Ирландии, председательствующей в ОБСЕ, состоялась очередная встреча в формате "5+2". И хотя на ней Кишиневу и Тирасполю удалось достичь компромисса по вопросу о ранее подписанных документах, к согласию по "принципам и процедурам" переговоров стороны так и не пришли. Камнем преткновения остается вопрос о равноправии сторон: Молдавия не готова зафиксировать на бумаге принцип равенства сторон, тогда как Приднестровье считает бессмысленным обсуждать другие вопросы вне принципа равноправия за столом переговоров.

Приднестровский конфликт не удается урегулировать уже более 20 лет. Незадолго до распада СССР, 2 сентября 1990 года, пять расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской союзной республики в составе СССР, а затем - независимой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) с центром в Тирасполе. При этом город Бендеры и несколько прилегающих к нему правобережных сел высказались за вхождение в состав ПМР. Причиной для такого шага послужили заявления националистически настроенных радикалов в Кишиневе о выходе Молдавии из СССР и возможности ее присоединения к Румынии.

Власти Молдавии не согласились с решением приднестровских депутатов и попытались решить проблему, введя войска в непризнанную республику. В 1992 году в Приднестровье начался вооруженный конфликт, продолжавшийся несколько месяцев, до середины июля. В результате Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией, фактически неподконтрольной Кишиневу, со всеми атрибутами государственности, включая собственную валюту. И хотя международного признания Тирасполь не получил, он активно этого добивается. Молдавия же предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства.

ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН

Поездка Дмитрия Рогозина в регион проходит на фоне обострившихся отношений между Кишиневом и Тирасполем, а также претензий Молдовы к России по поводу якобы несанкционированных визитов официальных лиц РФ в Приднестровье.

Очередная конфликтная ситуация произошла недавно на трехстороннем миротворческом посту №9 на мосту через Днестр возле села Кошница. По данным МИД Приднестровья, группа гражданских лиц при очевидной поддержке молдавских военнослужащих предприняла попытку демонтажа трехстороннего (в составе военнослужащих Молдовы, Приднестровья и России) миротворческого поста.

Произошло это, как отмечают приднестровские дипломаты, без согласования с Объединенной контрольной комиссией (ОКК), осуществляющей контроль за проведением миротворческой операции в регионе. Эти действия министерство иностранных дел ПМР расценило как провокационные, дестабилизирующие общественную ситуацию в районе, а также усиливающие накопление конфликтного потенциала между Молдавией и Приднестровьем.

Ранее в январе на этом же девятом посту произошел трагический инцидент при участии российского миротворца, после которого официальный Кишинев потребовал изменить формат миротворческой миссии с трехстороннего военного на гражданский, под международным мандатом. А в середине марта о необходимости вывода российских войск и трансформации миротворческой миссии в очередной раз заявил уже избранный президент Молдавии Николай Тимофти.

На сегодняшний день мир в зоне конфликта поддерживают Совместные миротворческие силы, в которые входят 402 российских военнослужащих, 492 - приднестровских, 355 - молдавских и десять военных наблюдателей от Украины. Службу миротворцы несут на 15 стационарных постах и КПП, которые размещены на ключевых участках зоны безопасности. В этом году исполняется 20 лет с момента начала миротворческой операции в регионе.

Вопрос о выводе российских миротворцев из Молдавии, считающей Приднестровье своей территорией, в начале апреля оказался проблемой и для молдавского посла в России Андрея Негуцы. Возмущение со стороны Кишинева вызвало его заявление в интервью радиостанции "Эхо Москвы". В нем посол якобы отметил нежелательность вывода российских войск из Приднестровья до политического разрешения молдавско-приднестровского конфликта. При этом в стенограмме, размещенной на сайте радиокомпании, таких слов не оказалось. Тем не менее, это не помешало МИД Молдавии в очередной раз обозначить свою позицию о безоговорочном выводе с территории страны "российских войск, в том числе и боеприпасов, хранящихся в селе Колбасна".

Москва же считает, что вопрос об изменении формата российского миротворческого присутствия на Днестре можно будет ставить только после решения приднестровской проблемы, и только тогда российскую миротворческую миссию будет целесообразно трансформировать в миротворческую миссию ООН. Это положение было закреплено в ходе трехсторонней встречи президентов РФ, Молдовы и Приднестровья 18 марта 2009 года в Москве.

Диалог Молдавии с РФ накануне омрачил и другой инцидент. На прошлой неделе в Приднестровье с рабочим визитом побывал министр обороны РФ Анатолий Сердюков, посетивший подразделения и объекты оперативной группы российских войск, дислоцированной в регионе. После этого, молдавский МИД предъявил временному поверенному в делах Российской Федерации в Молдавии ноту протеста, в которой указал на недопустимый характер действий, которые могут иметь нежелательные последствия для молдавско-российских отношений.

ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС

Несмотря на то, что ситуация в регионе балансирует на грани конфликта, Кишиневу и Тирасполю все же удается находить компромиссы по ряду вопросов. Так, в марте этого года было подписано межправительственное соглашение о возобновлении железнодорожного сообщения из Молдавии через Приднестровье в Россию и на Украину. В соответствии с достигнутыми договоренностями, Приднестровьем и Молдавией на паритетной основе будут созданы совместные таможенные посты на железнодорожных станциях Бендеры-2 и Рыбница для проведения совместного таможенного контроля. Таким образом, будет снята экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики, ставшая результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. По словам главы ПМР Евгения Шевчука, восстановление железнодорожного сообщения открывает для экономики Приднестровья новые возможности, в частности, будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций.

Пока же финансовую помощь Приднестровью оказывает в основном Москва. По данным СМИ, в начале апреля в непризнанную республику поступил очередной транш гуманитарной финансовой помощи РФ в сумме около 140,5 миллиона российских рублей. Эти средства будут направлены на выплату ежемесячных надбавок приднестровским пенсионерам, а также пойдут на улучшение качества питания в специализированных учреждениях страны. Российский гуманитарный проект по поддержке Приднестровья стартовал в 2007 году. На счета республики уже поступило свыше 2 миллиардов рублей. По словам лидера Приднестровья Евгения Шевчука, российская помощь была также оказана и аграрному сектору.

Такая экономическая поддержка крайне важна для Тирасполя, так как совокупный долг Приднестровья с учетом задолженности за российский природный газ превышает 3 миллиарда долларов. Об этом Евгений Шевчук заявил, выступая в марте с первым в истории Приднестровья посланием президента к органам государственной власти и управления. Шевчук подчеркнул, что дефицит Пенсионного фонда ПМР составляет свыше 1 миллиарда рублей (97 миллионов долларов), а общий дефицит государственного бюджета по социально защищенным статьям превышает 200 миллионов долларов. При этом золотовалютный резерв Приднестровья на 1 января 2012 года имел отрицательную величину.