Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО)
10 ноября 2011 года
Формальное завершение переговоров о вступлении России в ВТО ожидается в четверг-пятницу.
Ниже приводится хронология присоединения России к Всемирной торговой организации.
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу (РГ) по присоединению Российской Федерации к ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
На современном этапе в состав РГ входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как один член). Последним по времени вступившим в ВТО государством в мае 2008 года стала Украина.
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходили в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводились в Женеве, Москве или соответствующих столицах российских партнеров.
В рамках процесса присоединения российская делегация проводила переговоры по четырем направлениям:
1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель - определение максимального уровня ("связывания") ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов эти переговоры охватывали вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой "желтой" корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг. Имели своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
4. Переговоры по системным вопросам, посвященные определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ - ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находились в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 года была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, а в декабре 2009 года - в Правительственную комиссию по экономическому развитию и интеграции, которую возглавил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов.
Еще в начале 2008 года российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам - Брюссель и Вашингтон - проявляли несговорчивость.
В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.
Российскую Федерацию не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса. В частности, от России требовали, помимо больших квот на импорт мяса, обнулить ряд таможенных пошлин, что могло привести к демпингу на рынке мяса и осложнить положение отечественных производителей животноводческой продукции.
Четвертого октября 2011 года замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев сообщил, что Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО. Они предусматривают определенное снижение квотных поставок мяса в Россию.
Также в течение нескольких лет не сходил с повестки обсуждения вопрос объемов поддержки сельского хозяйства. Расходование средств из госбюджета влияет, по мнению ВТО, на конкуренцию. Позиция российской переговорной делегации по поддержке сельского хозяйства остается прежней. Россия предлагает сохранить для себя возможность поддерживать АПК в объеме 9 миллиардов долларов ежегодно до 2012 года с последующим снижением до 4-4,5 миллиарда долларов в течение пяти-семи лет.
Что касается процедуры санитарного и фитосанитарного контроля, то Россия, по словам президента Дмитрия Медведева, отстаивает подходы, при которых "правила контроля должны надежно оберегать потребителей и быть комфортными для торговли".
В двусторонних переговорах России с ЕС и США основным проблемным вопросом стал режим промсборки автомобилей в РФ, предусматривающий повышение планки производства и локализации.
Режим промсборки автомобилей в России действует с 2005 года, но с 2011 года он был изменен. Суть новых правил состоит в ужесточении требований к иностранным компаниям, имеющим производства в России: уровень локализации увеличен с 30 до 60%, минимальный порог инвестиций должен составлять не менее 500 миллионов долларов, а ежегодное производство машин увеличено с 25 тысяч до 300 тысяч.
Оппоненты также настаивали на ослаблении Россией поддержки отечественного автопрома, как того требуют правила, установленные в рамках ВТО. Российские же власти пойти на это были не готовы, поскольку продукция отечественных автозаводов в таких условиях может не выдержать конкуренции.
Двадцать первого октября 2011 года было достигнуто соглашение, предполагающее компенсационный механизм, который заработает, если экспорт европейских автозапчастей в Россию упадет в результате нового инвестиционного режима, действующего в РФ.
Согласие США на сохранение на длительный период действующего режима промышленной сборки автомобилей было получено ранее.
Камнем преткновения на пути России в ВТО стало отсутствие компромисса с Грузией по вопросу таможенно-пограничного контроля на территории Абхазии.
В конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. После августовского конфликта 2008 года и признания Россией в одностороннем порядке независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.
Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 года при посредничестве Швейцарии.
Грузинская сторона требовала размещения международных наблюдателей на спорных границах Абхазии и Цхинвальского региона, в частности на КПП Гантиади - Адлер и Роки - Верхний Зарамаг, а также внедрения современной системы обмена информацией о перемещении грузов для обеспечения прозрачности торговли.
Второго ноября стало известно, что Россия договорилась с Грузией по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии. По словам главы российской делегации Максима Медведкова, аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам.
Формальное заседание рабочей группы по присоединению РФ к ВТО должно состояться 10-11 ноября, и если рабочая группа одобрит документы о российском присоединении, то затем они будут рассмотрены на министерской конференции 153 членов ВТО, запланированной на 15-17 декабря.
В случае согласия министров останется лишь процедура ратификации документов в РФ. Через 30 дней после ратификации Россия станет полноправным членом ВТО.