Перечень предметов на олимпиадах школьников должен быть больше, чем в школе - ректор ВШЭ
18 октября 2011 года

Олимпиады школьников, проводимые Российским советом олимпиад (РСОШ), не должны ограничиваться тем перечнем предметов, который предусмотрен школьной программой, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

"Нам нужен более широкий круг предметов, чем школьные. Олимпиады не должны только дополнять ЕГЭ и идти по тем предметам, которые существуют в школе. Это не стимулирует тех школьников, которые интересуются предметами вне школьных программ. Это ставит в совершенно неравноправное положение инженерные, медицинские, аграрные вузы", - сказал во вторник в ходе заседания РСОШ Кузьминов. По его словам, предметы, которые изучаются в этих вузах, не представлены в школьной программе.

"Экономисты, юристы вроде пробили себе место под солнцем, но у нас есть такие предметы как социология, политология, лингвистика, маркетинг и менеджмент - это не экономика, прямо скажем. У нас ни одной олимпиады по предпринимательству и менеджменту нет", - отметил ректор ВШЭ.

Кузьминов считает, что основная проблема олимпиад школьников - отношение к ним в обществе как к средству для поступления в вуз. "К олимпиадам начинают готовиться так же, как и к ЕГЭ. Это большой риск для нашей деятельности. Мы бы предложили ввести порядок, что для победителя олимпиад с 2013 года, чтобы он участвовал как минимум два года в этом движении, а с 2014 года - три года", - сказал он.

Также в качестве усовершенствования системы школьных олимпиад он предложил увеличить количество творческих региональных заданий. "Очень важно дать возможность принять участие талантливым школьникам из отдаленных регионов", - отметил ректор. По его мнению, интернет-формат олимпиад школьников даст возможность увеличить количество задействованных регионов и численность участников.

Еще одно предложение, которые выдвинул ректор ВШЭ, - основным критерием оценки олимпиад школьников сделать численность успешно обучающихся студентов, принятых в вузы по результатам олимпиад. "Тогда в вузах будет более четкое представление о том, какие олимпиады какого уровня заслуживают. У нас есть олимпиады с очень большим количеством участников, в которых гораздо меньше успешно обучающихся студентов", - считает Кузьминов.

Еще одна из идей ректора - разрешить вузам для победителей олимпиад, которых они зачисляют без вступительных экзаменов и которым дают 100 баллов по профильному предмету, установить минимальный средний балл ЕГЭ по остальным. "Есть случаи, когда человек имеет 35 баллов по математике и является призером по физике, такого, честно говоря, быть не может. Такие случаи широко обсуждаются в интернете и являются серьезным аргументом против системы олимпиад", - заключил ректор.